Словарь антонимов для начальных классов (1,2,3,4). Что такое антонимы? Подбор антонимов к словам
Татьяна Астахова
Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем , который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.
Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря , выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.
Такое «подключение» происходит прежде всего через простейшие формы речи , с использованием понятных слов , связанных с определенной, конкретной ситуацией.
В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.
Лексика (словарь ) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах : пассивный словарь (импрессивная лексика) - это те слова , которые, ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) - это те слова , которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром.
Многие авторы отмечают скачкообразное развитие активного словаря , в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением. Перевод слов из пассива в актив , т. е. актуализация, проходит ступенчато.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса , резком расхождении объема активного и пассивного словаря , неточном употреблении слов , многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря .
На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря , понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.
Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования , поскольку она быстро обогащается за счет производных слов . Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных ). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова . Таким образом, овладение словообразованием происходит на основе мыслительных операций, сравнения, синтеза, обобщения, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию детей .
Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно , но и необходимо развивать у детей словарь . А особенно обратить внимание на формирование и развитие , как активного, так и пассивного словаря , включая словарь антонимов .
Для обогащения и активизации лексики используются специальные задания, дидактические упражнения. Часто используется :
Речевой образец;
Повторение воспитателем нового слова в различном контексте;
Объяснение происхождения слова ;
Ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой) ;
Договаривание слов , недосказанных воспитателем;
Различные игры, которые также будут способствовать развитию словаря антонимов .
На занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова , именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова : знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове .
Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развития его первенствующую роль, значение же слова - второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.
Заботясь о расширении запаса слов детей надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления , а не слова – звука .
Все виды занятий по развитию речи служат этой цели. Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей . Их полезно проводить с детьми дошкольного возраста при условии ведения их живо , непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.
Вот некоторые из видов таких упражнений :
«Найди другое слово »
Цель : точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы .
Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется» . Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется» . Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)
Качели папа делал летом. Но вот наступила. зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным) . Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее) .
Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек» ? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят : «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек) .
Объясните, что значат слова : «крепкая ткань» (прочная, «крепкий сон» (глубокий, «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком) . Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
Придумайте предложения со словом «крепкий» .
Я вам буду называть слова , а вы говорите мне слова с противоположным смыслом : длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.
Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова , противоположные по смыслу. Можете брать слова , которые мы только что называли.
Еще при работе со словами- антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот» .
Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь. («низко» ).
Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь. («близко» ).
Скажу я слово «потолок» , а ты ответишь. («пол» ).
Скажу я слово «потерял» , а скажешь ты. («нашел» !
Скажу тебе я слово «трус» , ответишь ты. («храбрец» ).
Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай. («конец» ).
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели ) .
Логопед называет детям словосочетания , делая паузы. Ребенок должен сказать слово , которое пропустил логопед, т. е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон.
Луна видна ночью, а солнце.
Огонь горячий, а лед.
Река широкая, а ручей.
Камень тяжелый, а пух.
Закончить предложение и назвать слова - «неприятели» .
Слон большой, а комар.
Камень тяжелый, а пушинка.
Золушка добрая, а мачеха.
Зимой погода холодная, а летом.
Сахар сладкий, а горчица.
Дерево высокое, а куст.
Дедушка старый , а внук.
Суп горячий, а компот.
Сажа черная, а снег.
Лев смелый, а заяц.
Молоко жидкое, а сметана.
Река широкая, а ручеек.
Работать трудно, а отдыхать.
Днем светло, а ночью.
Сегодня мне весело, а вчера было.
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.
Кричат громко, а шепчут.
Я больна, но скоро буду.
Я живу близко от реки, а мой друг.
Продавец продает, а покупатель.
Друзья часто ссорятся, но легко.
Легко заболеть, но трудно.
Воспитатель спрашивает, а дети.
Утром дети приходят в детский сад, а вечером.
Сначала гостей встречают, а потом.
При встрече здороваются, а при расставании.
Вечером ложатся в кровать, а утром.
«Сравни!»
По вкусу : горчицу и мед.
По цвету : снег и сажу.
По высоте : дерево и цветок.
По толщине : канат и нитку.
По ширине : дорогу и тропинку.
По возрасту : юношу и старика .
По весу : гирю и пушинку.
По размеру : дом и шалаш.
Игра «Сравни наоборот» .
Используются слова : больше - меньше, тяжелее легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и др.
Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
Игра «Антонимы »
Ход игры : объясните ребенку, что антонимы - это слова с противоположным смысловым значением . Например, утро - вечер, темно - светло, холодно - жарко. Прочтите ребенку предложения. Попросите найти в них слова , противоположные по смыслу.
Зимой короткий день, а летом. (длинный) .
Жарко теплым летом, холодно. (зимой) .
Грустно поздней осенью, радостно. (зимой) .
Зверям голодно зимой, зверям сытно. (летом) .
Лето далеко, зима. (близко) .
В городе дороги широкие, в лесу тропинки. (узкие) .
Таким образом, в авторских методиках и рекомендациях приводятся целые системы работ по формированию словаря антонимов . Авторы берут разные части речи, стихи, чистоговорки, пословицы , на основе которых можно осуществляться данная работа логопедом, родителями, педагогами.
Список использованной литературы
1. Коноваленко, В. В. Антонимы . Картинный дидактический материал. Пособие для педагогов и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Издательство : ГНОМ и Д
2. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И Лалаева, Н. В Серебрякова– СПб.:СОЮЗ, 1999 – 160 с.
3. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) / Сост. В. П. Глухов, В. Б. Атрепьева, Т. И. Контрактова. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. / У. М. Сидорова - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Часто приходится слышать споры относительно того, но не надо быть филологом, чтобы понять, что выучить русский – это настоящий подвиг.
Особенно учитывая наличие большого количества слов, сопоставимых по значению, но часто абсолютно разных по написанию (). Или, наоборот, разных по значению, но одинаковых по написанию (). А есть ведь еще слова, которые одинаковы по звучанию, но различаются по написанию ().
В связи с этим нам осталось выяснить лишь, что такое антонимы, какую роль они играют в русском языке и можем ли мы обойтись без них, в принципе.
Забегая вперед скажу, что без них лексическая красота русского языка понесла бы существенный урон.Чтобы понять это, достаточно обратиться к нашим классикам, часто использовавшим этот прием в своем творчестве.
Что же такое антоним
Если кратко, то это противоположность синонимов (разных слов, обозначающих примерно одно и то же, типа «веселый — радостный», «путник — путешественник»). В случае же антонима определение будет звучать так:
это слова, которые имеют противоположные значения (противопоставляются друг другу), но обязательно принадлежащие к одной и той же части речи. Например, «день — ночь», «яркий — темный», «идти — стоять», «холодно — тепло».
Само по себе слово — это производное от древнегреческих слов ἀντί, что означает «против» и ὄνομα, означающего «имя»:
Получается, что антонимы — это чаще всего два слова (лексические противопоставления), принадлежащие к одной части речи , которыми могут быть:
Не имеют антонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи. В русском языке есть много слов, которым нельзя найти противопоставление, но в этом случае оно может быть найдено в переносном значении .
Учтите, что переносное значение одного и того же слова может отличаться в разных контекстах.
К примеру, мы можем сказать про животное разных возрастов «старый» и «молодой» (волк, гусь, баран), но не можем точно так же охарактеризовать автомобиль, станок, диван. Они также могут быть старыми, но нет такого выражения «молодой» автомобиль (диван, станок). В этом случае лучше подойдет другой антоним – «новый».
И таких примеров достаточное множество, поэтому и объяснить в двух словах что это такое не получится (равно как и про синонимы, паронимы и омонимы). Я уж про иностранцев не говорю — для них это прямой путь в «желтый дом».
Разновидности антонимов, по каким признакам они делятся
Говоря о разновидностях автономических образований можно выделить:
Теперь закрепим усвоенный материал, просмотрев короткое видео по теме, не пропустив ничего интересного:
Примеры различных антонимов
Лексический набор русского языка настолько богат, что иностранцам, чтобы разобраться в том, что такое синонимы, антонимы и омонимы, не хватает целой жизни. Носителям языка в этом плане несравненно проще.
Существуют следующие разновидности антонимических слов и выражений:
Очевидно, что без этих лексических укращательств наш язык был бы скучным и неинтересным. Как смогли бы вы без них описать человека, имеющего полную противоположность другой личности или передать переживания и чувства.
Можно противопоставить, таким образом, сразу несколько понятий, как в примере «любить добро и ненавидеть зло».
Антонимы в русских пословицах
Можно много говорить о том, насколько полезны антонимы, и как без них тяжело, но лучше рассмотреть примеры. В этом плане хорошо проиллюстрируют материал русские пословицы и поговорки.
Каждый, к примеру, понимает смысл пословицы, в которой говорится о том, что «сани надо готовить летом, а телегу зимой». Антонимы усиливают эффект . Каждый из нас знает, что «сытый голодному не товарищ», «утро вечера мудренее», а «в закромах плохого хозяина то густо, то пусто».
Иногда противоположность обозначается целыми фразами. К примеру, про богатого человека можно сказать, что «у него денег – куры не клюют», а вот у бедного человека их – «как кот наплакал». Можно также «держать ухо востро», а можно «ворон считать», «жить своим горбом» или «на чужой шее сидеть».
Воистину богат русский язык, и не позавидуешь тем, кому его приходится учить «с нуля», ведь как объяснить иностранцу, что такое «семь пядей во лбу» и чем отличается выражение «без царя в голове».
А в завершение проверьте, насколько правильно вы усвоили материал и поняли, что такое антоним:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
Вам может быть интересно
Импонировать - что это (значение слова)
Что такое шипперить и кто такой шиппер
Что такое мейнстрим простыми словами
Разница между «кампания» и «компания» - как правильно писать
Априори - значение этого слова по Википедии и что это значит в повседневной жизни
Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка
Что такое респект и что значит это слово при общении в интернете
Архаизмы - это язык наших предков
Омонимы - это похожие слова с разным значением (виды и примеры омонимов)
Аутентичный - это какой, что означает аутентичность
Невежа и невежда - в чем разница
Антоним это слово, которое имеет противоположное значение другого слова и создает семантический контраст в паре лексических единиц.
Антонимы в русском языке
Два слова с противоречащими значениями образуют антонимическую пару. Слово может иметь более одного антонима, что обусловлено многозначностью лексических единиц в русском языке. Например, антонимом слова «лёгкий» (багаж) в прямом смысле является «тяжёлый»; в переносном значении наблюдается его антонимическая связь с иными словами: лёгкий (ветер) – сильный (ветер), лёгкое (задание) – трудное (задание).
Антонимы выступают одной частью речи; часто относятся к имени прилагательному, поскольку в основе антонимических отношений слов лежат общие качественные признаки (хороший – плохой). Яркие контрастные понятия также выражают имена существительные (добро – зло), наречия (легко – трудно) и т. д. Не все слова предусматривают наличие антонимов, например, некоторые конкретные существительные (дом, яблоко), цвета не предполагают противоречащих слов.
Обратное понятие антонима представляет собой синоним. Горячий и холодный – антонимы, тогда как горячий и жаркий – синонимы.
Виды антонимов
В зависимости от характера связи между словами, имеющими противоположные значения, различают следующие их виды:
- языковые, или словарные, антонимы – антонимы, построенные на буквальном значении слова, например: найти – потерять;
- дополнительные, или комплементарные, антонимы – слова, противоположные значения которых достигаются путем отрицания других слов, например: неправдивый (подразумевается «ложный»);
- контекстуальные, или реляционные, антонимы – слова, которые приобретают антонимическое значение только в пределах контекста. Слова «учитель» и «ученик» – не представляют собой антонимов, но противопоставляются в контексте их отношений.
По морфологической структуре различают однокоренные (прийти – уйти) и разнокоренные (глубокий – мелкий) антонимы.
Значение антонимов
Антонимы распространены в фольклоре как лексическая антитеза, учитывая их смысловую бинарную позицию (Ученье – свет, а неученье – тьма). Антонимы широко используются в ораторском искусстве, художественной, публицистической литературе как инструмент усиления выразительности и контрастности речи.
Пример использования антонимов в литературе
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
(А. С. Пушкин; «Евгений Онегин»)
Антонимы употребляются писателями в заголовке для подчёркивания антитетичности структуры произведения: «Поэзия и правда» И. В. Гёте, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Блеск и нищета куртизанок» О. де Бальзака, «Красное и чёрное» Стендаля, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Принц и нищий» М. Твена.
Использование антонимов в речи для выражения различия в однородных по характеру качествах, предметах, явлениях называется антонимией. Антонимия лежит в основе ряда стилистических фигур, построенных на контрасте лексических значений (оксюморон, хиазм).
Слово антоним произошло от греческого anti – против и onyma, что в переводе означает имя, слово.
(от греч. anti – против, ónyma – имя) – это слова с противоположным значением при их парном употреблении. В антонимические отношения вступают те слова, которые раскрывают с противоположных сторон соотносимые понятия, связанные с одним кругом предметов, явлений. Слова образуют антонимические пары на основе их лексического значения. Одно и то же слово, если оно многозначное, может иметь несколько антонимов.
встречаются в пределах всех частей речи, однако слова антонимической пары должны принадлежать к одной и той же части речи.
В антонимические отношения не вступают:
– существительные с конкретным значением (дом, книга, школа), имена собственные;
– числительные, большинство местоимений;
– слова, обозначающие половой признак (мужчина и женщина, сын и дочь);
– слова с разной стилистической окраской;
– слова с увеличительным или уменьшительным акцентами (рука – ручища, дом – домик).
По своей структуре антонимы не однородны. Среди них встречаются:
– однокорневые антонимы: счастье – несчастье, открыть – закрыть;
– разнокорневые антонимы: чёрный – белый, хороший – плохой.
Явление антонимии тесно связано с многозначностью слова. Каждое из значений слова может иметь свои антонимы. Так, слово свежий в разных значениях будет иметь разные антонимические пары: свежий ветер – знойный ветер, свежий хлеб – чёрствый хлеб, свежая рубашка – грязная рубашка.
Антонимические отношения могут возникать и между разными значениями одного и того же слова. Например, просмотреть означает «знакомиться с чем-нибудь, проверить, быстро осматривая, проглядывая, прочитывая» и «пропустить, не заметить, прозевать». Совмещение противоположных значений в одном слове называется энантиосемией.
В зависимости от различительных признаков, которыми обладают слова с противоположным значением, можно выделить два вида антонимов общеязыковые (или просто языковые ) и контекстуально-речевые (авторские или индивидуальные ).
Общеязыковые антонимы регулярно воспроизводятся в речи и закреплены в словарном составе (день – ночь, бедный – богатый).
Контекстуально-речевые антонимы – это слова, которые вступают в антонимические отношения только в определённом контексте: Пой лучше щеглом, чем соловьём.
Употребление антонимов делает речь более яркой и выразительной. Антонимы используются в разговорной и художественной речи, во многих пословицах и поговорках, в названиях многих литературных произведений.
На резком противопоставлении слов-антонимов построена одна из стилистических фигур – антитеза (противопоставление) – характеристика путём сопоставления двух противоположных явлений или признаков: Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С. Пушкин). Писатели часто строят с помощью этого приёма названия произведений: «Война и мир» (Л.Н. Толстой), «Отцы и дети» (И.С. Тургенев), «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов) и др.
Другим стилистическим приемом, который строится на сопоставлении антонимических значений, является оксюморон, или оксиморон (гр. oxymoron – букв. остроумно-глупое) – фигура речи, при которой соединяются логически несовместимые понятия: живой труп, мёртвые души, звонкая тишина.
Подобрать антоним к слову помогут словари антонимов. Словари антонимов – лингвистические словари-справочники, в которых дается описание антонимов. Например, в словаре Л.А. Введенской дается толкование более 1000 антонимических пар (учитываются и их синонимические соответствия), приводятся контексты употребления. А в словаре Н.П. Колесникова фиксируются антонимы и паронимы. В книге представлено примерно 3 000 паронимов и более 1 300 пар антонимов. Иллюстраций употребления антонимов в словаре нет.
Кроме словарей антонимов общего типа, существуют также частные словари, фиксирующие полярные отношения в каких-то узких областях лексики. Сюда относятся, например, словари антонимов-фразеологизмов, словари антонимов-диалектизмов и др.
Еще раз обратим внимание на самые распространенные примеры антонимов: добро – зло; хорошо – плохо; друг – враг; день – ночь; жара – холод; мир – война, ссора; правда – ложь; успех – неудача; польза – вред; богатый – бедный; трудный – легкий; щедрый – скупой; толстый – тонкий; жесткий – мягкий; храбрый – трусливый; белый – черный; быстрый – медленный; высокий – низкий; горький – сладкий; горячий – холодный; мокрый – сухой; сытый – голодный; новый – старый; большой – маленький; смеяться – плакать; говорить – молчать; любить – ненавидеть.
Остались вопросы? Не можете подобрать антоним к слову?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать . Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.
Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи, с одной стороны, взаимозаменяемости, с другой - противопоставленности слов по содержанию. При этом для синонимических отношений характерно семантическое сходство, для антонимических - семантическое различие.
Антонимия в языке представлена `уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку - качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый - некрасивый, много - мало, утро - вечер, удалять - приближать . Слова иных значений обычно не имеют антонимов; ср.: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ . Большинство антонимов характеризуют качества (хороший - плохой, умный - глупый, родной - чужой, густой - редкий и под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временн`ые отношения (большой - маленький, просторный - тесный, высокий - низкий, широкий - узкий; ранний - поздний, день - ночь) ; меньше антонимических пар с количественным значением (многие - немногие; единственный - многочисленный ). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать - смеяться, радоваться - горевать ), но таких немного.
Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой. Слово добрый , например, вызывает в нашем сознании слово злой, далекий напоминает о близком, ускорить - о замедлить .
Антонимы "находятся на крайних точках лексической парадигмы", но между ними в языке могут быть слова, отражающие указанный признак в различной мере, т. е. его убывание или возрастание. Например: богатый - зажиточный - неимущий - бедный - нищий ; вредный - безвредный - бесполезный - полезный . Такое противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия, или градацию (лат. gradatio - постепенное повышение). Семантическая градация (градуальность), таким образом, свойственна лишь тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень качества: молодой - старый, большой - маленький, мелкий - крупный и под. Иные же антонимические пары лишены признака градуальности: верх - низ, день - ночь, жизнь - смерть, мужчина - женщина.
Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой , чем тощий; пожилой , чем старый . Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. еu - хорошо + phemi - говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме.
В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio - изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору .
Существует в языке и внутрисловная антонимия - антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios - противоположный + sema - знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать "приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше", но он же может означать "умирать, прощаться с жизнью". Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент; Оратор оговорился и под.
По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день - ночь) и однокорневые (приходить - уходить, революция - контрреволюция ). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые - лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: в ложить - вы ложить, при ставить - от ставить, за крыть - от крыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой - немолодой ), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается "приглушенной" (немолодой - это еще не означает "старый"). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный - неудачный, сильный - бессильный.
Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним. Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в "незакрытом", многочленном ряду, ср.: конкретный - абстрактный, отвлеченный; веселый - грустный, печальный, унылый, скучный.
Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали - антонимические. Например:
умный - глупый грустить - радоваться разумный - бестолковый печалиться - веселиться мудрый - безмозглыйтосковать - ликовать головастый - безголовый толковый - тупойПодобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц.