Кравченко григорий пантелеевич - дважды герой советского союза генерал-лейтенант авиации. Биография Участие в боевых действиях в Китае и на Халхин-Голе
Родился 12 октября 1912 года в селе Голубовка, ныне Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1930 — 1931 годах учился в Московском землеустроительном техникуме, откуда по путёвке комсомола был направлен на учёбу в Качинскую военную авиационную школу пилотов. После её окончания был лётчиком — инструктором этой школы, затем командиром звена, отряда и эскадрильи. За успехи по службе был награждён в 1936 году орденом «Знак Почёта». Проявил себя и в испытательной работе, за что был награждён орденом Красного Знамени.
С 13 марта по 24 августа 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Летал на И-16 (76 часов боевого налёта), в 8 воздушных боях сбил 7 самолётов противника (6 лично и 1 в группе с товарищами).
22 февраля 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
С 29 мая по 7 сентября 1939 года воевал на реке Халхин — Гол, где командовал 22-м истребительным авиационным полком. Лётчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. Сам Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей. 29 августа 1939 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Зимой 1939 — 1940 годов участвовал в Советско — Финляндской войне в качестве командира особой авиагруппы. В последующем возглавлял отдел истребительной авиации Главной лётной инспекции ВВС.
В 1940 году был назначен начальником ВВС Прибалтийского военного округа. С ноября 1940 года учился на курсах усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.
В период Великой Отечественной войны на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией, ВВС 3-й Армии, Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, 215-й истребительной авиационной дивизией. Сражался на Западном, Брянском, Калининском, Ленинградском и Волховском фронтах.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почёта», а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени. Приказом Министра обороны СССР от 31 октября 1955 года навечно зачислен в списки истребительного авиаполка, которым командовал на Халхин — Голе. Именем Героя названы улицы в Москве, Днепропетровске, а также средняя школа в селе Звериноголовское Курганской области. Бронзовый бюст установлен в селе Голубовка.
***
Свою боевую деятельность Григорий Кравченко начал в марте 1938 года, участвуя в национальной войне китайского народа с японскими захватчиками. В напряжённом бою 29 апреля сбил 2 бомбардировщика, но был подбит и сам, с трудом посадил машину на вынужденную и более суток добирался до своего аэродрома в Наньчан. Через несколько дней, прикрывая выбросившегося с парашютом Антона Губенко, так прижал японский истребитель, что тот врезался в землю.
После перелёта группы в Кантон, Кравченко участвовал в налёте на аэродром противника. 31 мая 1938 года уничтожил 2 самолёта при отражении вражеского налёта на Ханьхоу. Спустя несколько дней уничтожил в одном бою сразу 3 истребителя противника, но был сбит и сам.
Летом 1938 года над Ханьхоу одержал последнюю победу — сбил бомбардировщик. Всего же, в Китае он сбил около 10 вражеских самолётов , был награждён орденом Красного Знамени.
22 февраля 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Григорию Кравченко было присвоено звание Героя Советского Союза.
В период боёв с японцами на реке Халхин — Гол, летом 1939 года, он командовал сначала эскадрильей, а затем и авиационным полком. В первом же бою сбил вражеский истребитель. Участвовал в 2-х штурмовых ударах по аэродромам противника, в которых под его командованием, на земле и в воздухе, было уничтожено 32 самолёта.
…В эскадрилью прибыла группа молодых лётчиков. И сразу же познакомил их с боевой обстановкой, с тактикой японских лётчиков командир Григорий Кравченко. Был он молод (ему шёл 27 год), невысокого роста, коренастый, с весёлыми серыми глазами, всегда полон юношеского задора, прост в обращении с людьми. Несмотря на молодость, у Кравченко был уже большой опыт в лётном деле. Виртуозное мастерство, аналитический ум, объективный подход к оценке событий дали ему возможность как командиру эскадрильи исключительно быстро наладить обучение в боевых условиях вновь прибывших.
Майские бои на Халхин — Голе показали, что наша авиация из — за устаревших типов самолётов, неопытности лётчиков и плохой организации боя действовала неудачно. У японцев на Халхин — Голе были лучшие авиационные эскадрильи, имевшие опыт войны в Китае и вооруженные новейшими истребителями И-97.
— Излюбленная тактика японских лётчиков, — подчеркнул Кравченко, наставляя молодых, — вести бой большими группами, атаковать с высоты со стороны солнца или из — за облаков. Часто в целях внезапности они нападают на нас с выключенными моторами, имитируют гибель, бросаясь в пике или сваливаясь в штопор, применяют и другие уловки. В общем, — заключил командир, — японец — враг хитрый, коварный, и одолеть его не так — то просто.
Чтобы наглядно показать молодым лётчикам, как ведётся настоящий воздушный бой, Кравченко обратился к Виктору Рахову, одному из опытных лётчиков эскадрильи, прибывшему вместе с ним на Халхин — Гол:
— Давай новичкам покажем, на что мы способны.
Лётчики знали друг друга ещё по 1-й военной школе пилотов: Кравченко был инструктором, Рахов — курсантом. Позднее вместе служили, вместе летали в краснокрылой пятёрке над Красной площадью и Тушинским аэродромом в Москве, демонстрируя своё высокое лётное мастерство.
Лётчики поднялись почти одновременно, набрали высоту, сделали 2 круга над аэродромом. Затем, словно по команде, разошлись, прошли немного, развернулись и устремились навстречу друг другу. Расстояние между ними сокращалось с каждой секундой. «Противники» не уступали друг другу. Ещё немного — и самолёты столкнутся…
— Что они делают?! — не выдержал кто — то из новичков, наблюдавших за лётчиками.
Но через мгновение машины взмыли вверх, разошлись в разные стороны и, разыграв ещё несколько сложных элементов воздушного боя, пошли на посадку.
Рахов приземлился после Кравченко. Он быстро выпрыгнул из машины и подошёл к командиру. Лицо лётчика, как всегда, светилось улыбкой. Кравченко, вытирая рукавом гимнастёрки капли пота на лбу, резко сказал:
— Тебе что, Витя, жизнь надоела?! Почему не отвернул первым?
— А я ждал, когда это сделаете вы, — выпалил разгорячённый Рахов. — Вы же сами учили: истребитель обороняется только нападением…
Кравченко не ожидал такого ответа, помолчал, посмотрел в улыбающееся лицо лётчика, смущённо буркнул:
— Вот дьявол! Характерец не лучше моего… Ну да ладно, — смягчившись, сказал он. — Считай, что экзамен на боевой вылет сдал на «отлично». Но запомни: бой слагается из трёх моментов: осмотрительности, маневра и огня.
В июле 1939 года майор Г. П. Кравченко был назначен командиром 22-го истребительного авиационного полка. Много раз поднимал он свои эскадрильи в воздух, десятки самолётов уничтожили его лётчики, но операцию по штурмовке вражеского аэродрома помнил особенно.
Было это в районе озера Узур — Нур. Во время одного из полётов Кравченко заметил аэродром противника, на котором полукругом стояли самолёты. Командир полка покачал крыльями и перевёл свой истребитель в пике. За ним последовали остальные лётчики.
Поймав в перекрестие прицела крайний истребитель, Григорий нажал на гашетку. Трассирующие пули прошили японскую машину, и она вспыхнула. Выровняв свой истребитель, Кравченко вновь набрал высоту и увидел, как горели японские самолёты, метались в панике лётчики. Пламя и дым окутали аэродром. Сделав круг над аэродромом, командир вновь повёл свой истребитедь в атаку, а за ним ринулись и все лётчики.
И так повторялось 4 раза. Когда командир полка убедился, что все 12 вражеских самолётов уничтожены, а склад горючего взлетел на воздух, он собрал лётчиков и повёл их на свой аэродром.
— Теперь надо ждать ответного удара японцев, — предупредил командиров эскадрилий Кравченко.
И вскоре действительно над площадками 22-го авиаполка появились 23 бомбардировщика и 70 истребителей противника. Они пробрались обходным путём на большой высоте, поэтому служба оповещения сообщила о приближении самолётов с опозданием. К тому же связь с некоторыми постами ВНОС была выведена из строя японскими диверсантами.
Кравченко поднялся в воздух, когда японцы уже пикировали на площадку. Одновременно с ним взлетели Виктор Рахов, Иван Красноюрченко, Александр Пьянков и Виктор Чистяков. Завязался воздушный бой. Командир зашёл в хвост японскому истребителю и короткой пулемётной очередью сбил его. Через несколько минут он сразил другого японца. Бой шёл уже 30 минут. Крутящаяся «этажерка» переместилась в сторону от аэродрома. В бой вступали новые эскадрильи, но японцев было всё же больше. Три И-97 навалились на самолёт командира полка, пытаясь сбить его. Выручил Виктор Рахов: бросившись наперерез одному из них, он сразил врага первой же очередью.
Когда опасность миновала, Кравченко заметил в стороне японского разведчика Р-97 и стал его преследовать. Но бензин был на исходе. На последних каплях горючего командир приземлился в степи. Замаскировав машину, он стал ждать. Но никто не приходил ему на помощь. Тогда он решил пешком добраться до своего аэродрома. При 40-градусной жаре шёл день, два… Мучили жажда и голод.
Кравченко искали. В первый же день с командного пункта запросили все аэродромы, но никаких известий о лётчике не было. Григорий вернулся в полк только на третьи сутки, а через 3 дня — снова в бой…
Полк под командованием Кравченко уничтожил в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. В представлении командира к награде за боевые действия на Халхин — Голе есть такие строчки: «Его исключительная храбрость воодушевляет весь личный состав ВВС армейской группы на полный разгром врага. В одном из боёв лётчики полка уничтожили 18 японских самолётов. Лично тов. Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей».
Всего в воздушных боях на Халхин — Голе, проявив исключительную храбрость и упорство, он сбил около 10 японских самолётов. Григорий Кравченко иногда не прочь был подчеркнуть в разговоре присущую ему храбрость и презрение к опасности. Но это получалось у него как — то между прочим, без принижения достоинства товарищей. Лётчики, хорошо знавшие Кравченко, обычно прощали ему некоторую нескромность характера за его действительно беззаветную храбрость, проявленную им в боях с японцами.
29 августа 1939 года Григорий Кравченко стал одним из первых в стране дважды Героем Советского Союза, а 7 ноября именно он открывал воздушный парад над Красной Площадью. После Монголии Кравченко был назначен Начальником отдела истребительной авиации управления боевой подготовкой ВВС.
В период Советско — Финляндской войны 1939 — 1940 годов, Григорий Пантелеевич командовал особой авиагруппой, которая базировалась в Хаапсалу (Эстония). Если погода была сложной, а задание особо ответственным, во главе групп непременно шёл сам командир. В один из дней его лётчиками был совершён дерзкий налёт на железнодорожную станцию Хельсинки — столицы Финляндии. Этот налёт наделал много шуму (бомбардировка Хельсинки была официально запрещена), напуганное финское правительство срочно покинуло столицу и бежало на берег Ботнического залива, в город Васа. За участие в «Зимней войне» Григорий Пантелеевич был награждён орденом Красного Знамени.
19 июля 1940 года генерал — лейтенант Г. П. Кравченко был назначен Командующим авиацией Прибалтийского Военного округа. Однако, уже осенью, он поступил на Курсы усовершенствования высшего начсостава Красной Армии при Военной академии Генерального штаба.
С началом Великой Отечественной войны снова на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией. Вспоминая о тех днях Герой Советского Союза лётчик 4-го штурмового авиаполка, входившего в состав этой дивизии, Василий Борисович Емельяненко, пишет:
«Комдив вёл себя запросто с рядовыми лётчиками, несмотря на то, что от них его теперь отдаляли и высокое воинское звание, и заслуженная слава. Кравченко, бывало, пересаживался из автомобиля в свой ярко — красный истребитель, чтобы сцепиться с фашистами. «Мессершмитты» яростно набрасывались на приметный самолёт, уступавший им и в скорости и в огневой мощи. Несмотря на подавляющее численное превосходство, фашистским лётчикам никак не удавалось сразить «красного дьявола». Но и Кравченко в воздушных боях уже не мог проявить себя так, как недавно на Халхин — Голе и в Финскую войну. Слишком много было преимуществ у противника в этой большой войне, не похожей на все предыдущие».
Следует отметить такой факт: Григорий Кравченко был одним из немногих лётчиков имевших «именной» самолёт. Правда, это была не боевая машина, а учебный У-2 на фюзеляже которого красовалась надпись: «Дважды Герою Кравченко Г. П. от уральских рабочих». Этот самолёт использовался в дивизии в качестве связного.
Позднее Григорий Кравченко командовал ВВС 3-й Армии, затем — Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, а с июля 1942 года — 215-й истребительной авиационной дивизией. Только за время боёв на Брянском фронте его подчинённые уничтожили 27 вражеских самолётов, 606 танков и 3199 автомашин. Даже руководя такими крупными авиационными соединениями, генерал — лейтенант Г. П. Кравченко часто летал ведущим групп, лично принимал участие в воздушных боях.
22 февраля 1943 года, в канун 25-й годовщины Красной Армии, Григорий Пантелеевич получил свою 7-ю боевую награду — орден Отечественной войны 2-й степени. На следующий день в составе 8 истребителей он вылетел на боевое задание в район Синявинских высот. Во время завязавшегося боя его самолёт был подбит. Кравченко тянул сколько мог, затем вывалился за борт кабины и выдернул кольцо… Но рывка парашюта не последовало — вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком…
Лётчик упал неподалёку от передовой, в расположении своих войск. Тело Кравченко плашмя впечаталось в землю. В правой руке было намертво зажато красное вытяжное кольцо с обрывком троса. На другой руке были поломаны ногти. Очевидно, лётчик в свободном падении пытался разорвать клапаны ранца…
Общее число побед одержанных Г. П. Кравченко, ни в одном из источников, не приводится (за исключением книги П. М. Стефановского «300 неизвестных», где указано 19 побед, одержанных в боях с японцами. Возможно эти цифры отражают его общий итог боевой деятельности). Согласно некоторым мемуарным источникам, в своём последнем бою он одержал сразу 4 победы (3 самолёта сбил пушечным огнём, ещё один — умелым маневром вогнал в землю).
Григорий Кравченко родился 29 сентября 1912 года в селе Голубовка, Украина. В мае 1923 года семья Кравченко сменила место жительства, переехав в село Звериноголовское, Курганская область. Окончив начальную школу, поступил в школу крестьянской молодежи.
Во время учебы, в 1928 году вступил в комсомол. Вскоре, Кравченко избран членом бюро ВЛКСМ школы. В декабре 1929 года, молодой комсомолец избран членом райкома ВЛКСМ, внештатным секретарем райкома комсомола. Осенью 1930 года, Григорий принят кандидатом в члены партии. В том же году, окончил школу крестьянской молодежи и поступил в Пермский землеустроительный техникум, который вскоре перевели в город Москва. После первого курса Московского землеустроительного техникума, в 1931 году, юношу призвали в ряды Красной Армии.
По спецнабору ЦК ВКП(б), в мае 1931 года, Григорий Кравченко направлен в 1-ю военную школу летчиков имени товарища Мясникова. В авиашколе овладел самолетами У-1 и Р-1. Учебную программу, настойчивый и дисциплинированный курсант освоил за 11 месяцев. В 1932 году, по окончании Качинской военной авиационной школы имени Мясникова, остался работать как летчик - инструктор. В период с 1933 по 1934 год, служил в 403-й ИАБ. Быстро освоил истребители И-3, И-4, И-5. С 1934 года, перспективный летчик служил под Москвой, в 116-й истребительной эскадрилье особого назначения под командованием полковника Томаса Сузи. Являлся командиром звена. Эскадрилья выполняла спецзадания НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях динамореактивных авиационных пушек Курчевского АПК 4-бис на самолетах И-Z.
В период с 13 марта по 24 августа 1938 года, старший лейтенант Кравченко участвовал в боевых действиях на территории Китайской Народной Республики. В конце декабря 1938 года, летчику присвоено внеочередное воинское звание майор. Далее, продолжил летно-испытательную работу в НИИ ВВС в отряде Стефановского. Провел государственные испытания истребителей И-16 тип 10 с крылом «М», И-16 тип 17 и ряд испытательных работ на истребителях И-153 и ДИ-6.
Указом президиума, в конце февраля 1939 года, Григорию Пантелеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия «Золотая Звезда», молодому герою вручена медаль № 120. В начале июня 1939 года, Кравченко прибыл в Монголию и занял должность советника в 22-ом истребительном авиационном полку. Впоследствии занял пост командира полка. Летчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолетов. Непосредственно Кравченко, с 22 июня по 29 июля провел 8 воздушных боев, сбив 3 самолета лично и 4 в составе группы.
В конце августа 1939 года, майор Кравченко Григорий Пантелеевич, во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая звезда» под номером - 1/II. В середине сентября 1939 года, героев Халхин-Гола встречали представители Главного штаба ВВС и родные. В Центральном Доме Красной Армии города Москва, состоялся торжественный обед в честь прославленных летчиков, а уже 15 сентября 1939 года, офицер отбыл в Киевский военный округ для участия в операции по освобождению западных областей Украины в должности советника авиационной дивизии. Далее, 2 октября 1939 года майора Кравченко отозвали из Киевского военного округа и назначили начальником отдела истребительной авиации Главного управления ВВС РККА. Летчику выделили квартиру в городе Москва, на Большой Калужской улице, куда вскоре переехали родители, младшие брат и сестра.
Вскоре, опытный офицер, принял непосредственное участие в советско-финской войне 1939 - 1940 годов. Во время боевых действий, бригада часто помогала 10-й смешанной авиабригаде ВВС КБФ при организации совместных ударов по финским портам и броненосцам. Распределение целей между бригадами было таким: 10-я бригада бомбила порты западного и юго-западного побережья Финляндии, а также транспорты и боевые корабли противника в море, а группа Кравченко - населенные пункты в центральной и южной Финляндии.
Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года Кравченко присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. С 19 июля по ноябрь 1940 года, занимал должность командующего ВВС Прибалтийского особого военного округа. С 23 ноября 1940 года, являлся слушателем курсов усовершенствования начальствующего состава при академии Генерального Штаба. В марте 1941 года, после окончания КУВНАС, назначен командиром 64-й ИАД Киевского Особого военного округа, которой командовал вплоть до начала Великой Отечественной войны.
С началом войны с Германией, после гибели руководства 11-й смешанной авиационной дивизии Западного фронта 22 июня 1941 года, Кравченко назначен командиром вышеуказанной авиадивизии. В период с июля по август 1941 года, участвовал в Смоленском сражении. В ноябре 1941 года, назначен на должность командующего ВВС 3-й армии Брянского фронта. Затем, в марте-мае 1942 года, офицер руководил 8-й ударной авиационной группой Ставки Верховного Главнокомандования. В мае 1942 года, Кравченко занимался формированием 215-й истребительной авиационной дивизии, и в качестве командира - участвовал в боях на Калининском и Волховском фронтах.
Участвуя в бою, 23 февраля 1943 года, самолет отважного пилота Ла-5 подбили. Перелетев через линию фронта, комдив Кравченко не смог дотянуть до своего аэродрома и вынуждено покинул горящую машину, но парашют не раскрылся. Вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком. Прославленный летчик погиб. Урна с прахом захоронена в колумбарии Кремлевской стены 28 февраля 1943 года.
Когда на начальном этапе Великой Отечественный войны погибло много классных летчиков из числа командного состава, вышел приказ, ограничивающий личное участие в воздушных боях генералов авиации. Командир 215-й истребительной авиадивизии Григорий Кравченко не соотнес этот приказ с собой, он был убежден, что нельзя командовать воздушными боями только с КП. И когда в небе становилось "жарко", а летчикам приходится туго, командир обязательно должен быть с ними. Поэтому всегда в своей служебной машине генерал возил летную амуницию, чтобы "по тревоге" без промедления подняться в воздух.
Бой над Синявино
23 февраля 1943 года в небе над поселком Синявино (Ленинградская область) с самого утра барражировали наши самолеты, прикрывая с воздуха наступательные действия 2-й ударной армии. Фашисты пытались помешать, и то тут, то там возникали воздушные бои. Местами было очень жарко. Оценив ситуацию, комдив не выдержал и, возглавив группу ЛА-5, сам поднялся в воздух, чтобы поддержать своих.
За тем, что происходило дальше, артиллеристы 430-го гаубичного полка следили, затаив дыхание. Они наблюдали бой четверки советских истребителей с превосходящими силами противника на высоте примерно около тысячи метров. И особо среди этой четверки, стремительностью своих атак и мастерством пилотирования, выделялся один истребитель. Артиллеристы изумлялись отваге летчика, который виртуозно вел себя в бою.
Вот, не выдержав лобовой атаки, немецкий самолет рванул вверх. Наш летчик дал по врагу короткую очередь, и тот круто пошел вниз, оставляя за собой черный шлейф дыма. Через несколько секунд два фашистских истребителя буквально упали сверху на наш самолет. Он уклонился от атаки и так низко вышел из пике, что преследующий его "мессер", не успев сманеврировать на малой высоте, врезался в землю. На подмогу к фашистам подоспела еще пара «фоккеров». ЛА-5 резко ушел сначала в одну сторону, потом в другую, снизившись, сделал крутой вираж, уходя из-под удара противника, и сам оказался на хвосте у одного из истребителей. Очередь из бортового пулемета, и – еще один фашист запылал факелом.
К сожалению, с земли было не видно, кто из немцев подбил наш самолет, но как он накренился и резко пошел на снижение, увидели все. От него отделилась маленькая фигурка летчика. Артиллеристы с замиранием сердца ждали, когда раскроется его парашют, но этого не произошло. Они подбежали к пилоту, и по найденному в кармане документу установили: это был генерал-лейтенант авиации дважды Герой Советского Союза Григорий Пантелеевич Кравченко.
"Комсомолец – на самолет!"
Он стал легендарным летчиком еще до Великой Отечественной войны, повоевав на трех войнах…
Гриша Кравченко родился в 1912 году в многодетной крестьянской семье. Зимой учился в сельской школе, летом работал подпаском, играл в лапту, воровал у соседей сливы, хотя в своем дворе были точно такие же… Когда парню исполнилось 16, он стал комсомольцем. А спустя три года, будучи студентом землеустроительного техникума, Григорий воспринял призыв IX съезда ВЛКСМ "Комсомолец - на самолет!", как обращение к нему лично, и стал курсантом 1-й военной школы летчиков в поселке Кача под Севастополем.
После окончания школы проявил себя отличным мастером пилотажа и был оставлен в ней летчиком-инструктором. В 1938-ом с группой советских пилотов его направили для оказания помощи китайскому народу в борьбе с японскими захватчиками. Через год Кравченко уже "тушил" советско-японский конфликт у реки Халхин-Гол. А в конце 39-го - начале 40-го, командуя сначала особой авиагруппой, а затем авиабригадой, участвовал в советско-финской войне. И везде показал себя настоящим мастером воздушного боя.
В июле 1939 года майор Кравченко был назначен командиром 22-го истребительного авиационного полка. Во время одного из полетов в районе озера Узур-Нур, Кравченко заметил аэродром противника, на котором полукругом стояли самолеты. Командир покачал крыльями и перевел свой истребитель в пике. За ним последовали остальные летчики. Их трассирующие пули прошивали самолеты, по аэродрому метались в панике японские летчики. Четыре раза заходили в атаку советские истребители, 12 вражеских самолетов были уничтожены, взорван склад горючего.
Теперь надо ждать ответного удара японцев, - предупредил командиров эскадрилий Кравченко и не ошибся.
Вскоре над площадками 22-го авиаполка появились 23 бомбардировщика и 70 истребителей противника. Они на большой высоте подлетели обходным путем, поэтому и заметили их с опозданием. Кравченко с боевыми товарищами поднялись в воздух, когда японцы уже пикировали на площадку. Завязался воздушный бой. Григорий зашел в хвост японскому истребителю и короткой пулеметной очередью сбил его, потом сразил другого. В бои вступали новые эскадрильи, но японцы превосходили по численности. Сразу три И-97 навалились на командира и пытались сбить его. Выручил Виктор Рахов. Он бросился наперерез одному из них и сразил врага первой же очередью. Воспользовавшись этим Кравченко кинулся преследовать японского разведчика на Р-97. Но бензин был на исходе. На последних каплях горючего Григорий сел "на брюхо" в маньчжурской в степи. Замаскировав самолет, он три дня по 40-градусной жаре добирался до своих. Там его уже и не надеялись увидеть живым. К счастью, не успели послать в Москву телеграмму о гибели командира полка. А вскоре - новый бой.
Авиаполк под его командованием за три неполных месяца совершил свыше 7,5 тысяч вылетов, уничтожил 262 японских самолета, 2 аэростата, большое количество техники и живой силы противника. В представлении командира к награде за боевые действия на Халхин-Голе есть такие строки: "Его исключительная храбрость воодушевляет весь личный состав ВВС армейской группы на полный разгром врага. В одном из боев летчики полка уничтожили 18 японских самолетов. Лично тов. Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей".
Майор Кравченко был представлен к званию Героя Советского Союза. Эта была уже его вторая высшая награда страны. Свое первое звание Героя он получил за успешное проведение госиспытаний истребителей И-16, И-153 и ДИ-6 в феврале 39-го.
Две Звезды Героя в один день
Процедура вручения медали "Золотая Звезда" станет в какой-то степени уникальной не только в жизни Героя, но и в истории награждений нашей страны. Дело в том, что крестьянский сын Григорий получил две своих медали в один день. Когда он был удостоен звания Героя Советского Союза в первый раз, Звезда, как знак особого отличия героям еще не вручалась. Она была учреждена лишь 1 августа 1939 года. И вот 4 ноября того же года, когда в Кремле впервые вручали Золотые Звезды, первым для награждения был вызван майор Кравченко. Председатель ЦИК СССР Михаил Калинин вручил ему сразу две медали. Так, Григорий Пантелеевич стал первым в стране дважды Героем Советского Союза.
Помимо двух высших наград Родины, он имел еще пять советских орденов и один монгольский. А также был владельцем "именного" самолета. Правда, не боевой машины, а учебного У-2, на фюзеляже которого красовалась надпись: "Дважды Герою Кравченко Г.П. от уральских рабочих". Такое количество наград и заслуг очень немногие люди в нашей стране смогли заработать за всю свою долгую героическую жизнь.
Григорию Кравченко за четыре месяца до гибели исполнилось только 30 лет…
Плита на Красной площади | ||
Мемориальная доска в посёлке Чкаловский | ||
Мемориальная доска в Москве | ||
Мемориальная доска в Ряжске | ||
Бронзовый бюст в селе Голубовка | ||
Памятный знак в селе Голубовка |
Кравченко Григорий Пантелеевич – командир истребительной авиационной группы советских добровольцев в Китае;
командир 22-го истребительного авиационного полка (1-я армейская группа), майор.Родился 27 сентября (10 октября) 1912 года в селе Голубовка Новомосковского уезда Екатеринославской губернии (ныне Новомосковского района Днепропетровской области, Украина). Украинец. С 1914 года жил в селе Пахомовка (ныне Качирского района Павлодарской области, Казахстан), с 1923 года – в селе Звериноголовское (ныне Курганской области). В 1929 году окончил 7 классов школы, в 1931 году – 1 курс Московского землеустроительного техникума.
В армии с мая 1931 года. В июле 1932 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, до марта 1933 года был в ней лётчиком-инструктором. В 1933-1934 годах служил лётчиком и командиром звена истребительной авиаэскадрильи (в Московском военном округе).
С июля 1934 – на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС (НИИ ВВС). Участвовал в испытаниях динамореактивных авиационных пушек Курчевского АПК-4бис на истребителях И-Z.
Участник войны с японцами в Китае: в марте-августе 1938 – командир звена, командир отряда и командир авиаэскадрильи советских добровольцев. Выполнил около 75 боевых вылетов на истребителе И-16, в 8 воздушных боях сбил 6 самолётов противника. 29 апреля 1938 года был сбит в воздушном бою, сел на вынужденную посадку. В июле 1938 года был второй раз сбит в воздушном бою, но благополучно спасся на парашюте.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года майору Кравченко Григорию Пантелеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия Г.П.Кравченко 4 ноября 1939 года была вручена медаль «Золотая Звезда» №120.
По возвращении из Китая, в ноябре 1938 года, вернулся на лётно-испытательную работу в НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16 тип 10 с крылом «М», И-16 тип 17 и И-16ПС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и ДИ-6.
Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол: с июня 1939 – командир авиаэскадрильи, а в июле-сентябре 1939 – командир 22-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько десятков боевых вылетов на истребителе И-16, в 8 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 1 самолёт противника. 27 июня 1939 года сел на вынужденную посадку из-за нехватки бензина, 3 дня пробирался к своим.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года майору присвоено звание дважды Героя Советского Союза.
Г.П.Кравченко и С.И.Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза.
После учреждения знака особого отличия Г.П.Кравченко 4 ноября 1939 года была вручена вторая медаль «Золотая Звезда» №1/II.
Участник похода Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года в должности советника командира авиационной бригады.
С октября 1939 – начальник отдела истребительной авиации Управления боевой подготовки ВВС Красной Армии.
Участник советско-финляндской войны: в декабре 1939 – марте 1940 – командир особой авиационной группы, состоявшей из четырёх полков (двух истребительных и двух бомбардировочных) и базировавшейся в Эстонии.
В апреле-июле 1940 – начальник отдела истребительной авиации Лётно-технической инспекции ВВС Красной Армии.
В июле-ноябре 1940 года командовал ВВС Прибалтийского особого военного округа. В марте 1941 года окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. В марте-апреле 1941 – командир 64-й авиационной дивизии (в Киевском особом военном округе). В апреле-июне 1941 года обучался в Военной академии Генштаба.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1941 – командир 11-й смешанной авиационной дивизии, в ноябре 1941 – марте 1942 – командующий ВВС 3-й армии, в марте-мае 1942 – командир 8-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования. Воевал на Брянском фронте. Участвовал в Орловской-Брянской операции, Московской битве и боях на орловском направлении.
С июля 1942 – командир формирующейся 215-й истребительной авиационной дивизии. С ноября 1942 года в этой должности участвовал в боях на Калининском и Волховском фронтах. Участвовал в Великолукской операции и прорыве блокады Ленинграда. За время войны совершил несколько боевых вылетов на истребителях.
Погиб 23 февраля 1943 года на истребителе Ла-5 в воздушном бою в районе посёлка Синявино (Кировский район Ленинградской области).
Урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Генерал-лейтенант авиации (1940). Награждён орденом Ленина (22.02.1939), 2 орденами Красного Знамени (14.11.1938; 19.01.1940), орденами Отечественной войны 2-й степени (22.02.1943), «Знак Почёта» (25.05.1936), монгольским орденом Боевого Красного Знамени (10.08.1939).
Бронзовый бюст Г.П.Кравченко установлен в селе Голубовка. Его именем названы улицы в городах Москва и Курган, селе Звериноголовское, а также школы в сёлах Голубовка и Звериноголовское. В Москве и посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Навечно зачислен в списки воинской части.
Воинские звания:
Лейтенант (20.03.1936)
Старший лейтенант (19.02.1938)
Майор (26.09.1938)
Полковник (29.11.1939)
Комбриг (1.02.1940)
Комдив (11.04.1940)
Генерал-лейтенант авиации (4.06.1940)
Биография предоставлена |
Ныне Новомосковского района Днепропетровской области в семье крестьянина-бедняка. Русский.
С 1914 года жил в селе Пахомовка, Павлодарской области (Казахстан).
В мае 1923 года семья Кравченко переехала на жительство в село Звериноголовское Курганской области.
Здесь Гриша пошел учиться в первый класс, окончил начальную школу. В мае 1925 года был принят в пионеры. В 1927 году поступил в Звериноголовскую школу крестьянской молодежи. Во время учебы в ней вступил в комсомол. В декабре 1929 года был избран членом райкома ВЛКСМ, внештатным секретарем райкома комсомола. Осенью 1930 года принят кандидатом в члены партии.
После первого курса Московского землеустроительного техникума в 1931 году был призван в Красную Армию. В этом же году вступил в ВКП(б).
в 1932 году по окончании Качинской военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова остался в ней работать как лётчик-инструктор.
В 1934 году работал в НИИ ВВС.
Участвовал в боевых действиях в Китае (1938) против японских интервентов и на реке Халхин-Гол (1939).
29 августа 1939 года майор Кравченко Григорий Пантелеевич был во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза. Г. П. Кравченко и С. И. Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза.
Участник советско-финской войны 1939-1940 годов.
В 1940 году командовал ВВС Прибалтийского особого военного округа.
В Великой Отечественной войне участвовал с июня 1941 года как командир 11-й смешанной авиационной дивизии на Западном и Брянском фронтах.
С ноября 1941 года по март 1942 года - командующий ВВС 3-й армии Брянского фронта. Затем, в марте-мае 1942 года - командир 8-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования (Брянский фронт). С мая 1942 года формировал 215-ю истребительную авиационную дивизию, и в качестве ее командира участвовал в боях на Калининском (ноябрь 1942 - январь 1943) и Волховском (с января 1943 года) фронтах.
23 февраля 1943 года в воздушном бою Кравченко сбил «Фокке-Вульф 190», однако его самолет Ла-5 загорелся. Перелетев через линию фронта, Кравченко не смог дотянуть до своего аэродрома и был вынужден покинуть самолет, но парашют не раскрылся, и он погиб.
Похоронен в Кремлёвской стене.
Награды
- Орден Ленина
- 2 ордена Красного Знамени
- Орден Отечественной войны II степени
- Орден «Знак Почёта»
- Орден Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики
Память
Именем лётчика названы:
- Улица Кравченко в Москве.
- Улица в Кургане .
- Звериноголовская школа имени Г. П. Кравченко (Звериноголовский район Курганской области).
- Голубовская общеобразовательная школа имени Г. П. Кравченко (Украина, Днепропетровская область, Новомосковский район, с. Голубовка)