Методика ф хоппе уровень притязания. Психодиагностическое исследование
Первая методика для исследования уровня притязаний была предложена учеником К.Левина Ф. Хоппе. В настоящее время для диагностики этого свойства личности имеется целый ряд способов. Большинство из них базируется на способе оценки уровня притязаний, преложенном Ф. Хоппе.
Эти методики строятся по следующей экспериментальной схеме: испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения определенное (обычно фиксированное) количество задач любой трудности. Предварительно эти задачи, однотипные по содержанию, ранжируются по степени трудности. Уровень притязаний определяется степенью трудности выбираемых тестируемым заданий и его поведением в зависимости от успешного и неуспешного решения. При нормальном уровне притязаний человек после успешно решенной задачи обычно выбирает для решения более трудную, а после неудачи – более легкую задачу. Человек с низким уровнем притязаний после успешно решенной задачи поступает также, а вот после неуспеха – выбирает либо более легкую задачу, либо – очень трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью заданий и таким образом защитить свою репутацию. Человек со слишком высоким уровнем притязаний всегда выбирает только задачи повышенной трудности.
Обычно при тестировании уровня притязаний от испытуемых скрывается истинная цель исследования. Чаще всего им говорят, что таким образом проверяется их интеллект. Содержание же задач, в принципе, большого значения не имеет.
Техника исследования уровня притязаний, предложенная Ф. Хоппе, строилась по следующей схеме: на столе был разложен весь материал, испытуемые могли видеть все задания и свободно переходить от одного действия к другому. В процессе исследования экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку. Деятельность испытуемых никак не регламентировалась, им давался минимум предписаний. Инструкцию, которую Ф. Хоппе формулировал испытуемым, была такова: "Я дам вам разные задачи, которые вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у вас больше нет желания выполнять какое-либо задание, или вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом". Данная инструкция разрешала испытуемым выбирать задания произвольно и менять их, в любое время прекращать работу и т.п. Материал уже выполненных задач не убирался со стола, поэтому испытуемые, если хотели, могли к ним вернуться. Тестируемым не запрещалось ходить по комнате, напевать, курить и т.д. Они могли беседовать с экспериментатором о трудностях заданий и своих надеждах на успех.
Ф. Хоппе подчеркивал, что в такой обстановке было возможно получать информацию о притязаниях участников исследования непосредственно в ходе его проведения. Поведение испытуемых в ходе опыта, их спонтанные высказывания тщательно протоколировались.
Ф. Хоппе оценивал уровень притязаний, опираясь на три источника:
1. Прямые указания испытуемых на их уровень притязаний
2. Экспрессивные проявления, свидетельствующие о переживании успеха и неудачи
3. Поведение участников эксперимента
В одной из модификаций методики Ф. Хоппе, используемой в настоящее время, в качестве стимульного материала выступают карточки с напечатанными на них анаграммами. Испытуемому предъявляются шесть рядов по шесть карточек с заданиями в каждом. Ему сообщается, что сложность заданий возрастает от первого ряда к шестому. От сложности задания зависит количество баллов – оно равно номеру ряда. Баллы испытуемый набирает только в случае успешного выполнения задания, в противном случае за задание ему выставляется ноль. Цель участники эксперимента – получить наибольшее количество баллов. Время решения ограничено (2 минуты на каждое задание). Вся эта информация также доводится до сведения тестируемого до начала эксперимента. Тестируемый имеет право взять карточку из любого ряда (всего 10 карточек). По тому, какие задачи он выбирает, как реагирует на успех и неудачу, и определяется его уровень притязаний.
Обработка и интерпретация результатов
Начисляется по 1 баллу за ответы «Да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «Нет» - по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.
Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.
Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе
К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязании, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели.
Для проведения исследования надо приготовить 16 карточек с написанными на них номерами от 1 до 16. Испытуемому предлагается ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и предоставляется возможность каждый раз самому выбирать задачу для решения. Эта методика относится к числу наиболее трудных, так как экспериментатор по собственному усмотрению создает ситуацию успеха (не обязательно заслуженно), т. е. хвалит испытуемого, либо ситуацию неуспеха, т. е. показывает, что исследуемый не справился с задачей. Действительные достижения значения не имеют, но испытуемый должен быть убежден в противном, переживание успеха и неудачи должно быть глубоким и актуальным. Для этого нужно, чтобы содержание задач соответствовало кругу интересов, знаний человека и тем требованиям, которые он сам себе предъявляет. Неудачный подбор задач может вызвать ошибки в толковании его результатов. Так, если школьнику 10-го класса предлагается какая-либо математическая задача или вопрос из школьной программы, правильный ответ будет для него актуальным успехом, неудача - обидным переживанием. Для человека с высшим образованием, о котором известно, что он хорошо знает литературу и искусство, в число средних я трудных задач могут быть включены вопросы о русских и иностранных писателях, композиторах, художниках, все эти вопросы и задачи будут задевать его самолюбие, успехи и неудачи в ответах будут актуальны для него. Следует подчеркнуть, что задания должны объективно для каждого человека различаться по степени трудности - от предельно легких до чрезвычайно трудных. Варьирование интервалов времени (т. е. возможность дать испытуемому много времени на размышление и тем самым способствовать успеху либо возможность быстро выключить секундомер, сказав, что время истекло, и тем самым искусственно создать неуспех) может использоваться как вспомогательный прием. Следовательно, одна из трудностей проведения этого эксперимента в том, что он не может быть стандартным, а требует индивидуального построения для каждого человека.
Для проведения эксперимента следовало приготовить 12 карточек с написанными на них номерами от 1 до 12, секундомер или часы, лист бумаги, карандаш для испытуемого, а также наборы заданий для выполнения.
Порядок исследования. Перед испытуемым раскладывали в ряд 12 пронумерованных карточек таким образом, что слева были № 1, № 2 и т. д., а справа -№ 12. Затем испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Перед вами лежат номера задач разной трудности. Номера 1, 2, 3 (экспериментатор указывает их) - самые легкие, дальше следуют задачи немного труднее, затем еще труднее и, наконец, последние номера - 11, 12 - самые трудные. Здесь на карточках ничего не написано, это только номер. Задание я скажу после того, как вы возьмете ее номер. Карточку нужно положить на старое место; под тем же номером у меня есть несколько других заданий. Для решения каждого задания дается определенное время. Если вы справляетесь с заданием за нужное время-то получаете плюс. Если не справляетесь или не успеваете сделать его по времени - то минус. Вы можете выбрать любое задание».
Когда испытуемый выбирал задание, его номер сложности записывался в протокол и включался секундомер. Экспериментатор мог по собственному усмотрению создавать ситуацию успеха, т. е. хвалить испытуемого, либо ситуацию неуспеха, что сообщалось в подчеркнутой форме. Затем испытуемому предлагалось выбрать любой номер задачи для дальнейшего решения и т.д. до решения 12 задач. Таким образом, целью эксперимента было выявление не скорости и качества выполнения заданий, а реакции испытуемого на ситуацию успеха или неуспеха.
В качестве стимульного материала данной методики нами были использованы наглядно-действенные задачи (прогрессивные матрицы Равена), различающиеся по степени трудности - от легких до чрезвычайно трудных.
Помимо наблюдения за поведением в ситуации «успеха» и «неуспеха» регистрировался характер речевой продукции испытуемых: обвинения или одобрения, направленные на экспериментатора, самого себя или задание.
Обработка результатов. Последовательность выбираемых задач фиксировалась в виде ряда чисел (ранги по трудности) со знаком «+» в случае успеха и со знаком «-» в случае неудачи. Эта последовательность отображалась на координатной плоскости в виде графика. График представлял собой ломаную линию, соединяющую точки, абсциссы которых соответствуют номеру выбора по порядку решений, а ординаты - ранги в шкале трудности.
Оценка притязаний осуществлялась нами по следующим параметрам: высота, устойчивость, адекватность. Кроме того, отмечалось влияние успеха и неуспеха на уровень притязаний.
Оценивая параметр высоты притязаний, мы учитывали принадлежность большинства выборов одной из зон сложности, общую тенденцию к понижению или повышению притязаний.
Оценивая параметр устойчивости, мы отмечали наличие изменений, величину этих изменений - амплитуду спадов и подъемов, отражающую изменение поведения в зависимости от успешности выполнения задачи. Отмечались средняя величина шага в ходе продвижения в ряде задач, общее количество скачков (шагов величиной более трех уровней сложности).
Оценивая параметр адекватности притязаний, мы принимали во внимание неадекватное повышение притязаний после неудачи и неадекватное понижение притязаний после удачи. Первый тип выбора можно квалифицировать как выбор игнорирования, второй тип как выбор поддержки. Кроме того, определялось соотношение верных и неверных ответов на задания: 2/3 правильных ответов от их общего числа свидетельствовал об адекватности уровня притязаний.
Оценивая влияние успеха на уровень притязаний, мы анализировали воздействие успешного выполнения предыдущего задания (или ряда заданий) на выбранный уровень сложности следующего для выполнения задания.
Влияние неудачи на уровень притязаний отражает колебания притязаний после неуспеха, интенсивность эмоционального переживания неуспеха.
Мотив достижения успеха;
Мотив избегания неудачи.
6. Методика исследования «речевого» компонента уровня притязаний, разработанная в модифицированном варианте методики Ф. Хоппе.
Процедура исследования. Испытуемым было предоставлено 12 карточек с заданиями, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и дана возможность каждый раз самостоятельно выбирать задание для выполнения, после чего предлагалось оценить качество выполнения речевого задания в баллах от 1 до 9 по наглядной шкале (по шкале оценивания собственной речи В.А. Калягина ) (см. рисунок 1). Испытуемый мог в любой момент прекратить выбор заданий, если этого не происходило, то эксперимент продолжался до выбора 12 заданий.
Для проведения данной методики в качестве стимульного материала использовались подобранные нами ранжированные по уровню сложности речевые задания.
Обоснование подбора речевого материала для проведения методики. Подбор речевого материала и его ранжирование по уровню сложности происходил с учетом следующих факторов:
1. разная степень самостоятельности речи;
2. степень подготовленности речи;
3. плавность и ритмичность речи;
4. сложность слоговой структуры и речевого высказывания в целом;
Очень хорошая речь
Хорошая речь
Более или менее хорошая речь
Неплохая речь
Удовлетворительная речь
Неважная речь
Плохая речь
Очень плохая речь
Чрезвычайно плохая речь
Рисунок 1.
Так, частота и сила речевых судорог зависит от того, говорит ли заикающийся сам (задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-то помощью (использует подсказку образца фразы, совместное с кем-либо проговаривание), т. е. от степени самостоятельности речи. При сопряженной речи степень самостоятельности минимальна, в связи с чем даже при очень тяжелой степени заикания человек сопряженно говорит свободно. При отраженной речи заикающийся повторяет фразу вслед за логопедом, при этом он использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения. Обычно эта форма речи в связи с ее минимальной степенью самостоятельности также доступна для всех заикающихся. Более сложная форма речи - ответы на вопросы. Здесь появляются элементы самостоятельной речи, так как заикающимся необходимо к определенной конструкции предложения и словам, входящим в его состав, добавить еще несколько слов. Сложнее давать развернутые ответы на вопросы. Пересказ еще более усложняет речь, так как надо произнести не 1-2 фразы, а значительно больше. В пересказе есть некоторые моменты, облегчающие речь: пересказ сказки, рассказа. Более сложным по степени самостоятельности речи заикающегося является рассказ - самостоятельное изложение материала по теме, по картинке и т.д. И самой сложной для заикающихся является спонтанная речь (естественное речевое общение с окружающими - вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и др.).
Разная степень подготовленности речи также влияет на состояние речи. Говорить легче тогда, когда текст выучен наизусть или необходимый материал заранее отрепетирован или предварительно мысленно продумано то, что необходимо сказать и в какой последовательности. Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и говорить нужно экспромтом. Таким образом, усложнение материала происходит от заученного, отрепетированного текста к незнакомому, экспромту.
При пении, ритмичной стихотворной речи, разговоре нараспев речевые судороги или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются. При ранжировании речевого материала по уровню сложности учитывался фактор плавности и ритмичности речи: от ритмизированной речи и пения к разнометричной, т. е. обычной речи.
На проявление или исчезновение заикания также влияет разная сложность слоговой структуры и речевого высказывания в целом. Обычно легче произнести отдельные звуки, особенно гласные, далее - слоги, труднее - слова. Этот факт мы также учитывали при ранжировании по уровню сложности речевых заданий.
Известно, что свободная и плавная речь достигается путем последовательных речевых упражнений, произносимых заикающимися сначала беззвучно, потом шепотом, тихо, громко и затем обычным голосом, т. е. в зависимости от силы голоса. Эти данные также использовались нами в подборе речевых заданий для исследования.
Таким образом, учитывая вышеперечисленные факты, нами была смоделирована методика исследования речевого уровня притязаний, содержащая в себе следующие, ранжированные по уровню сложности задания:
1. Сопряженная речь.
Произнести слово одновременно с логопедом (предлагается одно слово из открытых слогов, без стечений согласных, т. е. облегченной слоговой структуры): Аня, вода, озеро, утята, ягоды.
2. Отраженная речь.
Произнести слово вслед за логопедом (предлагается одно слово со стечением согласных и закрытым слогом или с двумя стечениями согласных): ласточка, кузнечик, садовник, охотник, Незнайка, гвоздика, скакалка.
3. Отраженное произнесение фразы шепотом (облегчение произнесения фразы из слов разной слоговой структуры достигается за счет использования шепотной речи).
Повторить фразу вслед за логопедом шепотом (предлагается одна фраза из слов разной слоговой структуры):
Над домом летит длинноногий аист. Якорь опустили осторожно. Поездку отложить нельзя. В буфете фиолетовая сахарница. Курица с цыплятами пили воду. Экзамены окончились успешно.
4. Произнесение автоматизированных рядов (под автоматизированными рядами мы понимаем определенный порядок слов, доведенный в сознании человека до автоматизма).
Перечислить названия месяцев года по порядку, начиная с января. Назвать дни недели по порядку.
5. Воспроизведение пения.
Спеть знакомую любимую песню.
Спеть песню, предложенную логопедом: «От улыбки станет всем теплей»; «Песенка крокодила Гены»; «Ничего на свете лучше нету» (при затруднении предлагались слова).
6. Воспроизведение ритмизированной речи.
7. Воспроизведение разнометричной речи (чтение прозы).
8. Вопросно-ответная форма речи.
Развернуто ответить на вопросы (разнообразные вопросы по разным темам):
Какое у вас любимое блюдо? Как вы любите проводить отпуск (каникулы)? Чем вы любите заниматься в свободное время? и др.
9. Пересказ прочитанного с опорой на текст.
10. Составление самостоятельного рассказа с опорой на картинку.
Для данного задания предлагаются разнообразные сюжетные картинки.
11. Составление самостоятельного рассказа на заданную тему.
После сообщения темы рассказа предлагается некоторое время для мысленного составления плана сообщения. В качестве тем заданий предлагаются следующие: «Животные - наши друзья». «Компьютер. Зачем и кому он нужен». «Мое свободное время». «Спорт в жизни человека».
12. Спонтанная речь в виде естественного речевого общения (экспромт).
Данное задание предполагает рассуждение на какую-либо тему, убеждение в чем-то без непосредственной подготовки, т.е. экспромтом. Испытуемым предлагается вербально разыграть с экспериментатором (логопедом) заданную ситуацию, в которой главную роль играет сам испытуемый. Получается некий диалог, где испытуемый задает вопросы, высказывает свои пожелания, мысли, просьбы. Экспериментатор при этом также вступает в диалог, однако его роль здесь второстепенна. В качестве ситуации предлагается одна из приведенных ниже:
«Представьте, что вы продавец в мебельном магазине. Убедите меня купить кресло (или любой другой предмет мебели)».
«Представьте, что вы фармацевт. Убедите меня в пользе витаминов, чтобы я их купила».
«Представьте, что вы тренер. Убедите меня не опаздывать на тренировки». И др.
Обработка результатов. Последовательность уровня сложности выбираемых задач фиксировалась в виде ряда чисел с указанием оценки, которую поставил себе испытуемый за выполнение. Эта последовательность отображалась на координатной плоскости в виде графика, представляющего собой ломаную линию, соединяющую точки, абсциссы которых соответствуют номеру выбора по порядку решений, а ординаты - уровню сложности задания.
Оценка речевых притязаний осуществлялась нами по следующим параметрам: высота, устойчивость и адекватность.
Параметры высоты, устойчивости анализировались так же, как и при исследовании неречевого компонента уровня притязаний. В связи с отсутствием сообщения испытуемому об успешности («+») или неуспешности («-») выполнения задания и предложением ему самому выполнить данную оценку, оценивая параметр адекватности, мы принимали во внимание объективность оценки испытуемым своей речи, т.е. соответствие оценки, которую выставил себе испытуемый, с оценкой экспериментатора, отражающей реальное качество выполнения задания.
На основе полученных данных необходимо выделение мотивов, лежащих в основе изменения притязаний и поведения в ситуации успеха - неуспеха:
- «познавательный мотив», когда испытуемые повышают или понижают притязания под воздействием желания узнать, какие задания им предложит экспериментатор;
Мотив достижения успеха;
Мотив избегания неудачи.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
1. Метод исследования личности (тест «Мотивация педагогической деятельности»)
2. Метод исследования личности (Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн)
3. Метод исследования личности (методика Ф. Хоппе)
Заключение
Список использованной литературы
В ведение
Изучение личности и «пополнение» общей теории личности возможно как путем теоретических, так и путем психодиагностических, экспериментальных и прочих исследований.
Эти проблемы имеют как теоретические, так и практические аспекты. А.Г. Асмолов указывает на тот факт, что пока теоретическая психология личности пребывает в кризисе, практико-ориентированные психологи применяют знания из различных смежных наук: философии, социологии, филологии, семиотики, семантики, а также в областях практической психологии, консультирования и психотерапии, привнося тем самым новое знание и в практику и в теорию личности.
Психолодиагностика личности решает практические задачи, так как на этой области знания, во многом, построена психотерапия различных направлений, практическая педагогика, управление и менеджмент и т.д.
Цель работы: изучить психодиагностическое исследование.
Разобрать метод исследования личности (тест «Мотивация педагогической деятельности»);
Рассмотреть метод исследования личности (Т.Дембо-С.Я. Рубинштейн);
Понять метод исследования личности (методика Ф. Хоппе).
1. Метод исследования личности (тест «Мотивация педагогической деятельности»)
Тест «Мотивация педагогической деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана) представляет собой одну из многочисленных методик, применяемых для изучения мотивационной сферы профессионального педагога. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются в данной методике на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы .
Испытуемым предлагается вынести оценку перечисленных мотивов профессиональной деятельности по пятибалльной шкале (1- в очень незначительной мере; 2 - в достаточно незначительной мере; 3 - в небольшой и в немаленькой мере; 4 - в достаточно большой мере; 5 - в очень большой мере). Оценивается список из следующих мотивов: 1. Денежный заработок; 2. Стремление к продвижению по работе; 3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег; 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей; 5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других; 6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы; 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ).Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5.
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
1)ВМ>ВПМ>ВОМ (внутренняя мотивация больше внешней положительной, а внешняя положительная больше внешней отрицательной);
2)ВМ=ВПМ>ВОМ (внутренняя мотивация равна внешней положительной, которая больше внешней отрицательной).
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы. При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Данная методика дает возможность по структуре мотивационного комплекса сделать заключение об удовлетворенности педагога своей профессией. Между характером мотивации и удовлетворенностью, по данным А. Реана существует средней силы устойчивая связь. Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже его эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
2. Метод исследования личности (Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн)
К методикам, направленным на исследование самооценки, следует отнести и методику, разработанную С. Я. Рубинштейн. Она представляет собой вариант методики Т. В. Дембо, которая применялась для выявления «представления о счастье», но С. Я. Рубинштейн использует ее значительно шире для выявления самооценки. Классический вариант методики, примененной С.Я. Рубинштейн заключается в следующем: перед испытуемым кладут чистый лист бумаги; экспериментатор проводит на нем вертикальную черту и просит испытуемого отметить свое место по состоянию здоровья среди всех людей, размещенных на этой черте (от самых здоровых -- вверху до самых больных -- внизу) .
Затем испытуемому предлагается аналогичная задача: его просят отметить свое место среди всех людей по уму (вторая вертикальная черта); после этого -- по счастью и по характеру (третья и четвертая вертикальные черты).
Когда испытуемый выполнил все эти задания, его просят рассказать, каких людей он считает счастливыми, несчастливыми, глупыми, умными и т.д. Таким образом, в конечном итоге выявляется соотношение самооценки испытуемых с их представлением об этих категориях. По данным С. Я. Рубинштейн, у здоровых людей независимо от их самооценки обнаруживается тенденция к «точке чуть выше середины».
При психических заболеваниях нередко наблюдается некритичное отношение к своей болезни и способностям, вследствие чего самооценка больных является в одних случаях слишком завышенной, в других - слишком заниженной.
Со времен разработки данная методика притерпела многочисленные модификации. Известны варианты для детей (с указанием понятных ребенку категорий); варианты с некоторой стандартизацией (с дроблением шкал на равные промежутки); варианты с горизонтальным расположением шкал; варианты, требующие замеров линейкой после того как испытуемый поставит на шкале свою отметку; варианты, снабженные возрастными нормами и т.д. Практика показала, что этот инструмент оказался чрезвычайно гибок, и позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом, о его самооценке и самоотношении.
3. Метод исследования личности (методика Ф. Хоппе)
Сотрудник К. Левина Ф. Хоппе начал исследования в области «уровня притязаний». Его методика состояла в следующем: испытуемым предлагается ряд заданий (от 14 до 18), отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Исследования Ф. Хоппе показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более сложные и, наоборот, после ряда неудачных решений обращаются к заданиям более легким. Качество выполнения задания влияет на выбор следующего задания. личность рубинштейн самооценка
Задания, которые предлагаются испытуемому, могут быть по своему содержанию весьма различны в зависимости от образовательного уровня и профессии испытуемых. Например, испытуемым школьникам или студентам технических вузов можно предлагать математические задачи, студентам гуманитарных факультетов -- задачи, требующие знаний в области литературы, искусства, задания типа головоломок. Иными словами, содержание заданий должно соответствовать общеобразовательному уровню испытуемых. Только при этом условии у них вырабатывается серьезное отношение к ситуации эксперимента, создается ситуация выбора .
Карточки с заданиями раскладываются перед испытуемым в два ряда. Ему дается следующая инструкция: «Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. Задания расположены по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если Вы не уложитесь в это отведенное время, я буду считать, что задание Вами не выполнено, и ставлю минус. Если уложитесь в отведенное Вам время - ставлю Вам плюс. Задания Вы должны выбирать сами». Таким образом, испытуемому дается право самому выбирать сложность задания, т.е. ставить цель.
Экспериментатор может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывать у испытуемого переживание неудачи или удачи, показать, что задание выполнено правильно, либо, ограничивая время, опровергнуть результаты. Только после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать другое задание, более сложное или более легкое. Анализ экспериментальных данных показал, что выбор задания (по степени трудности) зависит от успешного или неуспешного выполнения предыдущего. Однако само переживание успеха и неуспеха зависит от отношения испытуемого к цели. Испытуемый всегда начинает работать с определенными притязаниями и ожиданиями, которые изменяются в ходе эксперимента. Совокупность этих притязаний, которые перемещаются с каждым достижением, Хоппе называл «уровнем притязаний человека». Переживание успеха или неуспеха зависит, таким образом, не только от объективного достижения, но и от уровня притязания. При отсутствии уровня притязания достижение не переживается как успех или неуспех.
Исследования Ф. Хоппе показали, что после успешных решений уровень притязания повышается, испытуемый обращается к более сложным заданиям; после неуспеха уровень притязаний медленно понижается. Работа Ф. Хоппе была первой попыткой экспериментальным путем исследовать условия для формирования уровня притязания под влиянием успешного или неуспешного решения задачи: за ней последовали другие работы.
Заключение
Личность требует от специалиста-психолога бережного отношения. Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов приводят требования к специалисту-пользователю психодиагностической методики:
1)Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в области исследования личности, о том, какие именно методики могут быть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими;
2)Если психологи предупреждают о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще;
3)Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам личности, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны ;
4)Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;
5)Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами-не психологами;
6)Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик;
7)Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их автора.
Список использованной литературы
1. Пашукова Т.И., ДопираА.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. - М.,1996;
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - М,1999;
3. Психология личности: словарь-справочник / под ред.Горностай П., Титаренко Т. - К.,2001.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Проблемы изучения личности. Метод исследования личности. Тест "Мотивация педагогической деятельности". Метод исследования личности Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн. Метод исследования личности. Методика Ф.Хоппе. Метод исследования личности. Методика ТАТ.
реферат , добавлен 24.09.2008
Психологические особенности личности старшеклассников. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси по заранее заданным качествам. Корреляционный анализ показателей самооценки и уровня притязаний. Анализ и интерпретация результатов исследования.
курсовая работа , добавлен 23.01.2014
Понятие личности в социальной психологии. Проблемы и методы социально-психологического исследования личности. Зависимость личностной самооценки ребенка от его социального статуса. Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.
курсовая работа , добавлен 15.06.2017
Самооценка личности подростка как предмет психологии развития, общая характеристика и определение уровня притязаний. Организация, анализ результатов эмпирического исследования особенностей самооценки личности подростков, влияние на нее уровня притязаний.
курсовая работа , добавлен 02.06.2014
Анкетирование. Требования к составлению анкет. Факторный опросник Кеттела. Интеллектуальный блок. Эмоционально-волевой блок. Коммуникативный блок. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Оценивание личных качеств.
контрольная работа , добавлен 12.04.2007
Анализ психодиагностического исследования личности взрослого человека с помощью индивидуально-типологичесого опросника Л.Н. Собчик и цветового теста Люшера. Оценка психологического типа личности, основных черт характера, профессиональной пригодности.
контрольная работа , добавлен 04.12.2010
Особенности личности подростка, основные этапы ее формирования и роль эмоций в данном процессе. Понятие самооценки в современной психологии. Уровень притязаний как характеристика личности. Изучение соотношений самооценки и уровня притязаний подростков.
дипломная работа , добавлен 09.03.2010
Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования. Понятие самооценки личности. Основные методы диагностики мотивации достижения и характеристика наиболее часто применяемых методик. Организация и методики психодиагностического обследования.
курсовая работа , добавлен 20.11.2007
Теории самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии. Уровень притязаний как метод исследования самоактуализирующейся личности. Проведение эмпирического исследования, направленного на раскрытие уровня притязаний и самоактуализации студентов.
дипломная работа , добавлен 15.01.2011
История развития представлений об оценке себя человеком, ее место в структуре самосознания. Анализ показателей мотивации достижения. Соотношение самооценки и уровня притязаний, исследование их влияния на поведение спортсмена и его спортивные результаты.