Учительские университеты. Что такое Истина? духовно-нравственного образования «Самопознания»
Самопознание - путь к истине
Говорят, «истина сделает тебя свободным», и это так, поэтому путь к истине является также и путем к свободе - свободе от иллюзий жизни и последующих психологических страданий.
Оригинал статьи находится по адресу: Самопознание - путь к истине
Почему путь к истине и свободе (просветлению) возможен только через самопознание? Давайте вначале рассмотрим вопрос, что такое самопознание.
Самопознание - это работа над собой в попытке понять, кто я есть на самом деле. Являюсь ли я телом? Или умом? Или духом/душой? Или чем-то еще? Или ничем вообще? Кто я на самом деле?
Человек склонен уделять внимание внешнему, искать что-то снаружи, а не внутри себя, и что же он хочет найти? Какое-то удовлетворение, счастье, свободу, спокойствие, блаженство? Не сводятся ли все материальные желания и действия именно к этому? Но что человек находит благодаря поиску вовне? Он находит чередующиеся удовольствия и страдания. Именно поэтому, купив новую машину/квартиру/дачу, заняв высокооплачиваемую должность, имея влиятельных друзей, человек по-прежнему внутренне неудовлетворен, и его поиск продолжается. В какой-то момент человек понимает, что, так как поиски снаружи уже столько раз не дали ожидаемого результата, то, видимо, искать снаружи и дальше - бесполезно. Становится очевидным, что истинное искомое невозможно найти за счет внешней деятельности. И тогда поиск может повернуться вовнутрь, что является переломной точкой в жизни человека - начинается самопознание, путь к истине.
Поначалу человек может искать истину в священных писаниях, или не совсем священных и не совсем писаниях, он может перечитать кучу книг, посетить множество семинаров, перепробовать десятки практик любой направленности. И рано или поздно он приходит к ключевому вопросу - а кто, собственно, я? Начинается путь самопознания.
На пути к истине вы можете найти множество инструментов и методов самопознания - различные упражнения, техники, практики, и даже просто чтение литературы. В самопознании человек проходит через какую-то последовательность концепций, каждая из которых в какой-то момент может казаться самой правильной, а затем неизменно заменяется другой. Смена концепций происходит до тех пор, пока не произойдет окончательное самопознание, и тогда все концепции видятся просто как концепции, а не как истина.
Можно сказать, что конец пути самопознания - это исчезновение концепций о себе (отождествлений, убеждений и других иллюзий), а также желаний и страданий любого рода, возникающих на базе этого.
Самопознание - это и есть познание истины, обретение свободы, достижение единства, единение с Богом, или как там еще называют это явление. Путь к истине может занять много времени, или не очень, или произойти мгновенно и неожиданно. Но, совершенно однозначно, если поиск начался, у вас нет шансов - самопознание произойдет. Та сила, которая заставила вас обратиться в поиске внутрь себя, свое дело до конца доведет.
Методы самопознания
Поговорим об инструментах поиска истины. Возможно, это ускорит ваш путь самопознания.
Концепции, кстати, тоже являются инструментами. Например, концепция «на всё Воля Божья», если она запала вам в ум и противоречит привычной концепции «я являюсь причиной своих мыслей/слов/реакций/действий» (иллюзия личной причинности), заставит вас периодически вспоминать и исследовать эту тему. Этот процесс исследования довольно быстро избавляет от эго, проявлением которого и является присвоение себе авторства или причинности. Из этих двух противоречащих концепций можно составить и проработать дуальность, что тоже является замечательной идеей. Правда, не у всех это дает такой уж замечательный результат, и это связано с тем, что данная дуальность слишком плотно завязана с другими дуальностями, и на всей этой паутине дуальностей много негатива. Тогда можно разбирать эту структуру по кусочкам.
Формула счастья - замечательный инструмент самопознания, который тоже довольно быстро избавляет от эго. Иногда, правда, это болезненно (для эго), особенно поначалу.
Самоисследование с помощью вопросов типа «Кто я?» - это более прямой путь самопознания, так как он затрагивает главный вопрос непосредственно.
Можете воспользоваться «концепцией экрана», предложенной на предыдущей странице, и исследовать ее с разных сторон. Вы, как чистое воспринимающее сознание (в изначальном виде), подобны экрану, на который проецируется фильм жизни. Или, по другому: вы как пространство, в котором разворачиваются события жизни. Или вы как зеркало, отражающее то, что появляется перед ним. Во всех этих сравнениях важно одно - вы не являетесь объектом, вы не материальны, у вас нет формы и других характеристик, нет ничего, кроме функции осознавать происходящее. А вот отражение включает в себя все материальные объекты, а также мысли, ощущения, эмоции, отождествленности, иллюзии, желания, страдания, действия и все остальное. Зеркало само по себе не имеет представлений, убеждений, желаний, ощущений, эмоций, иллюзий, страданий, и даже привязанности к этим отражаемым объектам - оно их только отражает, осознаёт, когда они появляются. Попробуйте исследовать это с такой стороны, это тоже поспособствует самопознанию. Найдите ту часть «себя», которая только воспринимает, осознаёт, и не более того.
Попробуйте также проработать отождествленности типа «я тело - я не тело», «я ум - я не ум» и т.д. с помощью техник первого уровня.
Еще один инструмент - стирание границ и достижение Единства, по мере работы с этой техникой тоже исчезают убеждения о себе, отождествленности и куча другого ментального хлама.
Благодарение Бога за всё также замечательным образом искореняет эгоистическую идею личного авторства, постепенно, шаг за шагом.
Раньше было описано «Упражнение «Я есть», которое лучше делать в спокойной обстановке, сидя с закрытыми или открытыми глазами (пробуйте по-разному). Старайтесь больше обращать внимания на чувство бытия, «я есть», чем на объекты.
Как выбрать тот метод самопознания, который вам подходит в данный момент? По результату. Вы заметите, что жизнь меняется в лучшую сторону. Поэтому, нужно пробовать. Не всегда, конечно, результат заметен сразу, и не всегда ум (эго) говорит, что это хороший результат. Ориентируйтесь на ощущения. Если в жизни становится больше спокойствия, умиротворенности, меньше напрягают возникающие ситуации, больше радости, счастья, гармонии, любви - значит, выбранный метод самопознания подходит. Когда один метод себя исчерпал, а такое случается, пробуйте другие.
Успехов вам на пути к истине!
10.11.2011 14733 1803Цель: содействовать формированию у учащихся мотивов к поиску истины как важной ценности в познании себя и окружающего мира.
Задачи :
Расширение субъективного опыта учащихся в познании истины;
Развитие умения учащихся понимать значимость поиска истины для становления и развития человека;
Воспитание стремления к осмыслению истины.
Ресурсы: аудиозапись органного произведения из музыкаль ного наследия немецкого композитора Людвига ван Бетховена (на выбор учителя).
Круг радости
Будем как солнце
К онстантин Бальмонт
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце и синий
кругозор,
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце и выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море
и пышный цвет долин.
Я заключил миры, в едином взоре, я властелин …
Беседа
Учитель предлагает ученикам подумать над вопросами, представленными в рубрике учебника "Размышляем, беседуем”. Цель беседы – выявление субъективного опыта учащихся в понимании смысла понятия «истина» и создание предпосылок для углубленного представления о ней.
1. Для чего нужна истина?
2. Почему человек ищет истину?
3. Легко ли открыть истину? Почему?
4. Приходилось ли вам доказывать истину? Расскажите об этом.
5. Стремились ли вы к истине? Как?
Вопросы направлены на актуализацию субъективного опыта познания истины учащимися, на осмысление ими своего опыта поиска истины через процесс познания себя и мира. На первый взгляд простые, но по сути своей сложные вопросы могут остаться без исчерпывающего ответа. Однако учитель наводящими вопросами может направлять рассуждения учащихся и подвести их к мысли о том, что истина кроется в привычных для нас процессах и предметах. Рассуждения учеников позволяют сделать вывод о том, что понятие "истина” рассматривается с точки зрения познания человеком своего предназначения, стремления к самосовершенствованию.
Чтение
Рассуждения учеников следует подвести к мысли о том, что поиски истины приводят человека к осмыслению им своей жизни, поступков, желаний, стремлений. Учащимся важно понять, что поиск истины позволяет понять суть привычных явлений, постижение которых озаряет человека, наполняет смыслом его жизнь.
Поиск истины
Индийская притча
Один человек много лет искал Истину, пытался понять её смысл. Он поднимался высоко в горы, спускался глубоко в пропасти, пересекал океан и пустыни, но нигде не мог найти Истину.
Наконец поиск Истины привел человека в далёкую пещеру, в которой, по древним преданьям, находился колодец желаний. Собравшись с мыслями, он произнёс заветные слова и стал ждать. Колодец был очень глубоким, пришлось ждать несколько дней, пока из него пришёл ответ: "Иди обратно к людям, и там, на перекрёстке дорог, ты найдёшь то, что долго ищешь”.
Человек воспрянул духом от одной лишь возможности обрести долгожданную Истину и устремился обратно в путь. Добравшись до первого перекрёстка, по которому шли обычные люди по своим делам, он увидел три невзрачных лавчонки. В одной из них торговали деревянными заготовками, в другой – кусками металла, в третьей – ремнями и струнами. Человек расстроился, ведь к Истине всё это, на его взгляд, не имело никакого отношения.
Разочарованный, он удрученно отвернулся и побрёл на поиски Истины… Шли дни и месяцы, которые складывались в года, а человек всё искал Истину. Случай с колодцем желаний он уже забыл. Забыл и общение с людьми, и простые радости человеческой жизни, не замечал красоту земли, пока однажды, устав от бесконечных скитаний, он не услышал трепетную музыку, пробудившую в нём новую надежду. Человек, не раздумывая, отправился в ту сторону, откуда доносились завораживающие звуки прекрасной мелодии. И увидел музыканта, который, закрыв глаза, с упоением исполнял дивную мелодию на ситаре.
Эта мелодия привлекла внимание искателя Истины. Он вспомнил эти деревянные и металлические детали, из которых она была сделана, и струны, что под пальцами музыканта рождали волшебную мелодию – всё то, что продавалось в тех трёх лавочках на перекрёстке… И тогда к нему пришло озарение: Истина находится рядом – чтобы отыскать её, нужно суметь соединить в одно целое разные части, и тогда явится то, природа чего была скрыта от человека.
Человек понял: Истина – обретённые знания, которые помогают принести пользу людям. Она рождается там, где есть стремление человека обнаружить в разном нечто общее, связующее всё, где есть желание посвятить свои открытия всем людям.
1. Как человек постиг Истину?
2. Что есть Истина?
3. В чём смысл притчи?
Наедине с собой
Данный методический приём необходим для осмысления учащимися учебного материала, раскрывающего суть понятия "истина”.
После соответствующей устной установки учителем включается аудиозапись органного произведения из музыкального наследия немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
Задание
Учитель предлагает учащимся выполнить задание 1 в тетради, где предусмотрена возможность осмыслить понятие «истина» через облачение своего понимания в словесную форму.
Задание 1
Сформулируйте ваше понимание истины, используя материал учебника и опорные слова: правда, искренность, честность, открытость, откровенность, подлинность, действительность, уверенность, совесть, чистота, доверие, мудрость, знание, сила.
Учебная информация
Учитель переходит к рубрике учебника "Узнаём новое”. Один из учеников читает учебную информацию этой рубрики.
Данная учебная информация подытоживает, систематизирует в лаконичной форме имеющиеся у учащихся представления об истине и приобретенные в ходе урока знания о ней. Учитель обращает внимание на понятие «ценности», которое является ключом к постижению истины.
Познавая суть существующей действительности в окружающем нас мире, человек находится в поисках истины. Знание истины помогает человеку понять своё предназначение, различать добро и зло, созидать благо себе и другим, жить в согласии с собой и миром.
Стремление человека к истине – это путь к самосовершенствованию, сотворению красоты в себе и окружающем мире.
Такие ценности, как любовь, добро и справедливость, являются ключом к постижению истины человеком.
Цитата урока
Учитель предлагает ученикам ознакомиться с цитатой урока и поразмышлять над смыслом изречения Л.Толстого.
Истина одна, но идти к ней можно разными путями. Каждый человек – есть Путь к Истине. Сколько людей – столько путей. Но самый кратчайший из них – путь сердца, любви и гармонии.
Лев Толстой
· Поясните смысл изречения.
Размышления учащихся над сутью изречения будет содействовать пониманию и принятию к руководству главной мысли о том, что каждый человек имеет свой путь к истине, который и определяет смысл его жизни.
Рассуждения учеников следует привести к осознанию ими идеи о том, что каждый из них, как и любой человек, способен найти свой путь к истине если руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями.
Творческая деятельность
Данное задание призвано помочь не только осознанию учениками значения истины в жизни человека, но систематизации приобретенных знаний об истине, интеграции их со своими представлениями и выстраивании приемлемой для себя логики ключевых мыслей.
В процессе работы и представления её итогов учащимися учитель привлекает всех к дискуссии, комментированию суждений и корректированию высказанных рассуждений.
Прочитайте высказывания и определите, какие из них являются истиной.
· Истиной веет ветер, истиной сияет солнце, истина – основание речи, всё основано на истине.
Древнеиндийская мудрость
· В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна.
Петрарка
· Истина так нежна, что чуть только отступил от неё, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.
Блез Паскаль
· Стремление к истине – единственное занятие, достойное героя.
Джордано Бруно
Резюме
Первый урок по теме «В поиске истины» можно закончить рассуждением о влиянии стремления к поиску истины на развитие внутреннего мира каждого человека, поскольку именно осознание ценности истины человеком является отправной точкой его саморазвития, самоактуализации.
Круг «От сердца к сердцу»
Для завершения урока можно использовать слова Халиля Джебрана:
Пускай на всем, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, умения (знания, как что-то сделать), предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители: пожилые люди, мудрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования… Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными для всех людей ценностями. Это – высшая духовно-нравственная ценность человека.
Истина – это вечная суть первичной реальности, это свойство, лежащее в основе творения, это первозданная природа человека. Она не ограничена пределами времени в его трех ипостасях – прошлом, настоящем и будущем и не подвержена изменениям в материальном и духовномизмерениях.
На уровне человеческой морали истина подразумевает выявление подлинной сути и причины вещей и поступков, правдивость, верность своим словам и обещаниям.
По существу, истина - это основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Опыт ее постижения, созвучный биению сердца, дыханию легких и голосу совести, возможен только изнутри. Поэтому народная мудрость гласит, что опыт - величайший учитель истины, и совершенство в истине может быть достигнуто только через слияние с жизнью идеалов правды, праведного поведения, мира, ненасилия и любви.
Человек обладает врожденной интуицией, или способностью отличать добро от зла. В благоприятных условиях он применяет этот дар, основываясь на своей истинной природе. Но в критических ситуациях, одержимый страхом или сознанием вины, он сбивается с верного пути и, нимало не заботясь об истине, действует по своему усмотрению прямо противоположно тому, что велит ему совесть, оказываясь затем лицом к лицу с последствиями. При этом, однако, в глубине души он знает, что, в конце концов, правда восторжествует.
Помимо всего прочего, в жизни нередко складываются ситуации, когда человек поставлен перед проблемой выбора: считать ли истиной писаный закон, устоявшийся обычай или неоспоримый факт. Именно поэтому Махатма Ганди провозглашал, что эта истина исходит от внутреннего голоса, голоса человеческой совести.
Итак, изречение «Говори правду» означает приобщение к духовной истине, которая есть вечная истина, неизменная во все времена, - говорили древние мудрецы. Это искренние слова, идущие из глубины души, это сокровенный голос совести.
Под истиной часто понимают точное изложение того, что происходит вокруг. Однако, то, о чем утверждают сегодня, завтра может измениться в корне. Вот, например, актёр в театре играет роль царя. Он надевает корону, сидит на троне, издаёт указы, управляет государством… Закончился спектакль, актёр снимает корону, одевает свой костюм и идёт домой. То, что мы видели в театре – правда, и то, что было после спектакля – тоже правда. Это можно назвать фактами, но не истиной. Истина же постоянна и неизменна во все три периода времени: в прошлом, настоящем и будущем. Все объекты материального мира также непостоянны. Даже если какие-то объекты и существуют 100-200 лет, тем не менее, это не вечность. Всё что имеет рождение – имеет окончание. Так же и человек при рождении получает «билет» до станции Смерть. И, что бы человек ни делал в своей жизни, в назначенное время, прибудет в конечный пункт. Так вот за время жизни человек и должен осознать истину о том, что вечно, а что преходяще и научиться различать вечное и постоянное от изменяющегося и преходящего. А неизменна наша внутренняя духовная суть, она стоит над временем и качествами. Даже просто слушая и читая об истине, человек ощущает счастье.
Стремление познать истину побуждает человека задавать себе вопросы: Кто я? Какова цель моей жизни? Слова «Познай Себя» были начертаны над входом в храм Аполлона в Дельфах, в местопребывании священного оракула, который тем самым хотел сообщить посетителям важную весть о том, что каким бы великим ни было снизошедшее на них откровение от оракула, это не спасет их от дальнейших страданий, если они не сумеют увидеть истину, заключенную в этом афоризме – Познай Себя. Человека, познавшего себя, уже мало интересует прошлое и будущее, он постоянно живет в вечном настоящем. Эти слова также означают следующее – прежде чем о чем-либо спрашивать, сначала задай себе ключевой и самый главный вопрос своей жизни: Кто Я?
Великий Абай Кунанбаев написал такие мудрые слова о важности получения для человека, прежде всего, духовных знаний:
Смотри, не заблудись и знай, куда идти .
Вот выходи сюда на верные пути ,
Не хвастай, коль не учен,
Будь скромностью наделен.
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье – светоч сердец .
Осознание истины открывает путь мощному потоку энергии, который наполняет внутреннее пространство человеческого существа. Цель обучения проявлению истины – поддержать ребёнка в поисках его истинной природы и осознания того, что этот поиск – самая важная цель в жизни, так как истина – это и есть природа человека.
Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E , которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.
Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё. Есть лишь одна абсолютная истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней.
Качества честности, правдивости, приверженности справедливости являются проявлением в человеке общечеловеческой ценности – истина. Очень важно для человека говорить правду. Произношение неправды ведёт к разрушительному, негативному влиянию на человека. Подробное описание происходящих процессов на молекулярно-клеточном уровне во время произнесения неправды опубликованы в работах по волновой генетике профессора П.П.Гаряева, которого выдающийся педагог Ш.А.Амонашвили часто приглашает выступать на Международные педагогические чтения по гуманной педагогике. Древние говорили, что надо всегда говорить правду, и правду надо говорить очень мягко. Если эта правда может ранить человека, то лучше ее не говорить.
Человек наделён интеллектом, позволяющим с помощью различения отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого, доброе от злого. Важно развивать в детях способность различать, создавая предпосылки для развития следующего уровняполучения достоверной информации – интуиции.
Истина не ограничена пространством и временем. Для всех стран, всех эпох, для всех и каждого истина – одна и та же.Истина неизменна. Она – одна, хотя принимает форму множества.
Мы переносим истину на мирские дела и отождествляем ее с внешним миром. Правда в мирском или материальном смысле: это сообщение того, что на самом деле произошло или правдивое изложение мысли. Считается, что следовать Истине – это в точности передавать то, что было сказано, сделано, увидено, или услышано. Однако, настоящая правда – это совесть. Например, в дом проник вор и что-то украл. По подозрению в краже полиция на следующий день задерживает этого человека. Вор заявляет, что не совершал кражи. Но его совесть всегда будет напоминать ему о содеянном. Слова полны фальши, но совесть всегда правдива.
Когда слова следуют за совестью, они превращаются в истину. Из-за истины можно столкнуться с трудностями. Но нельзя предаваться лжи ради того, чтобы избежать трудностей. Обманывая, вы можете избежать наказания, но в свое время подвергнетесь серьезным испытаниям.
Праведное поведение – это поведение, исходящее из приверженности истине, ярким примером которогов истории человечества может служить личность Махатмы Ганди. МохандасКарамчанд Ганди родился 2 октября 1869 г. в одном из маленьких княжеств Западной Индии. Древний род Ганди принадлежал к купеческой касте, однако и дед, и отец Ганди были главными министрами небольших княжеств. В семье Ганди строго соблюдались религиозные обряды - мать была глубоко верующей. Отец Ганди был почитаем за справедливость и неподкупность и, несмотря на высокий пост, оставался небогатым человеком. Он был противником религиозно-общинных распрей, уважал людей независимо от их религиозной и кастовой принадлежности, что нечасто встречалось в Индии в то время.
Мохандас был самым младшим ребёнком в семье и о своём детстве вспоминал так: «Я был очень робок и избегал общества детей. Единственными друзьями были у меня книги и уроки... Я в буквальном смысле слова убегал домой (из школы), так как терпеть не мог с кем-нибудь разговаривать... Кроме того, я был трусом. Я боялся воров, привидений и змей... Темнота приводила меня в ужас... Насколько помню, сам я был не очень хорошего мнения о своих способностях. Я обычно удивлялся, когда получал награды или стипендии. При этом я был крайне самолюбив, малейшее замечание вызывало у меня слезы».
Робкий, застенчивый мальчик отличался недетской твёрдостью и независимостью мысли. Ему было 11 лет, когда он понял, что не может согласиться с одной из индийских традиций. Издавна в Индии существовало сословие неприкасаемых - людей, выполняющих самую грязную работу. Им запрещалось посещать индуистские храмы, пить воду из одного источника с кастовыми индусами. Они должны были носить на шее колокольчик, предупреждающий об их появлении. Неприкасаемость передавалась от родителей к детям, и покинуть это сословие было невозможно.
Как и всем индийским детям, родители запрещали Мохандасу общаться с неприкасаемыми. «Я, естественно, подчинялся, но возражал с улыбкой, что неприкасаемость не освящена религией и не может быть освящена. Я был очень послушным ребёнком, но, насколько позволяло мне почтение к родителям, вступал с ними в спор по этому поводу», - вспоминал Ганди. Через много лет именно он сумел убедить индийцев отказаться от этого жестокого предрассудка.
Подобные вдохновляющие истории из жизни замечательных людей, демонстрирующие приверженность истине, можно рассказывать ученикам на уроках в качестве основы для глубокой духовно-нравственной беседы.
Есть время, отраженное человеческим сознанием, когда действие обуславливается мыслью и верой. В этом понимании находится истина. Истина есть то, к чему ведет Душа, а Душа есть ум и сердце одновременно, и нет разделения между ними. Никогда не должна проводиться грань между реальностью и сознанием реальности, все едино во Вселенной и в каждой Душе. Сознание реальности и есть сама Душа. Ее воплощение в настоящей жизни, в котором реализуется кармическое предназначение. Но каждый способен обрести свободу от своей кармы и найти тот путь, который приведет к единому Богу без разделения на какие-либо религии. Бог един в каждом слове и в каждой вере. Все, чему поклоняется человек, есть проявление бесконечной Любви и Света, Вселенской энергии, находящей свое отражение в его мыслях и чувствах. Нет хорошего или плохого, нет правильного и не правильного, вы создаете свое отношение к каждой вещи, мысли и действию в мире, что оказывает соответствующую реакцию во Вселенной и дает плоды той жизни, которую вы сейчас имеете.
Было бы не правильным утверждать о том, что кто-то должен поступать так-то и так-то, каждый действует в соответствии со своими внутренними предпочтениями, каждый направляет энергию мысли туда, куда желает направить. И лишь его Дух может отвечать за каждый следующий поступок. Потому что Дух и есть выражение всего, что дано человеку от рождения. Материя человека создана таким образом, чтобы он мог в полной мере реализовать все качества и способности и открыть в Душе свое предназначение.
Земля является лишь временным пунктом пребывания, где каждый должен сыграть определенную роль, выполнить свою земную программу еще не значит прийти к конечному действию. Суть каждого в познании Вселенской Любви и Бога, в открытии Света в своей душе. Тогда открываются все каналы, ведущие человека к Единому Источнику, где Душа может соединиться со всеми энергиями Вселенной и осознать свой настоящий дом, в котором была создана, как единая творческая сила, способная любить, творить, дарить и принимать свет. Душа способна обладать великой силой, но только лишь в полном сознании себя, когда есть единственный путь к истине жизни — открытие энергии Света и Любви в познании Бога.
Люди, привязанные к материальному миру и материальным вещам создают себе карму, переносящую их в последующие жизни, где им предстоит отработать уроки, не выполненные в этом воплощении. Каждый несет ответственность за свои поступки, за каждое совершенное действие, обусловленное той или иной энергией мысли. Потому, как мысль есть творческая сила, создающая программу ваших земных предназначений. Нет более тонких и могущественных энергий, чем энергии мысли, когда желание подтверждает свое существование в мире. Это есть единственная истина, ведущая к правильному пониманию желаний. И вы должны помнить, что желание может быть не только любящим и светлым, где вы реализуете потенциал своей Души, но и опасным, когда человек может навредить другим людям и Земле. Вы должны помнить о Божественной Любви, оберегающей ваше сердце и оберегать этой Любовью других, не позволяя себе создавать такие желания, которые могли бы принести вред другим. В любом случае вы должны помнить, что за этим последует кармическая расплата. Все, что будет совершено вами — воздастся вам в полной мере и даже больше.
И последующих психологических страданий.
Почему путь к истине и свободе () возможен только через самопознание? Давайте вначале рассмотрим вопрос, что такое самопознание.
Самопознание - это работа над собой в попытке понять, кто я есть на самом деле . Являюсь ли я телом? Или умом? Или духом/душой? Или чем-то еще? Или ничем вообще? Кто я на самом деле?
Человек склонен уделять внимание внешнему, искать что-то снаружи, а не внутри себя, и что же он хочет найти? Какое-то удовлетворение, счастье, свободу, спокойствие, блаженство? Не сводятся ли все материальные желания и действия именно к этому? Но что человек находит благодаря поиску вовне? Он находит чередующиеся удовольствия и страдания. Именно поэтому, купив новую машину/квартиру/дачу, заняв высокооплачиваемую должность, имея влиятельных друзей, человек по-прежнему внутренне неудовлетворен, и его поиск продолжается. В какой-то момент человек понимает, что, так как поиски снаружи уже столько раз не дали ожидаемого результата, то, видимо, искать снаружи и дальше - бесполезно. Становится очевидным, что истинное искомое невозможно найти за счет внешней деятельности. И тогда поиск может повернуться вовнутрь, что является переломной точкой в жизни человека - начинается самопознание, путь к истине.
Поначалу человек может искать истину в священных писаниях, или не совсем священных и не совсем писаниях, он может перечитать кучу книг, посетить множество семинаров, перепробовать десятки практик любой направленности. И рано или поздно он приходит к ключевому вопросу - а кто, собственно, я? Начинается путь самопознания.
На пути к истине вы можете найти множество инструментов и - различные упражнения, техники, практики, и даже просто чтение литературы. В самопознании человек проходит через какую-то последовательность , каждая из которых в какой-то момент может казаться самой правильной, а затем неизменно заменяется другой. Смена концепций происходит до тех пор, пока не произойдет окончательное самопознание, и тогда все концепции видятся просто как концепции, а не как истина.
Можно сказать, что конец пути - это исчезновение концепций о себе (отождествлений, убеждений и других иллюзий), а также желаний и страданий любого рода, возникающих на базе этого.
Самопознание - это и есть познание истины, обретение свободы, достижение , единение с Богом, или как там еще называют это явление. Путь к истине может занять много времени, или не очень, или произойти мгновенно и неожиданно. Но, совершенно однозначно, если поиск начался, у вас нет шансов - самопознание произойдет. Та сила, которая заставила вас обратиться в поиске внутрь себя, свое дело до конца доведет.
Методы самопознания
Поговорим об инструментах поиска истины. Возможно, это ускорит ваш путь самопознания.
Концепции, кстати, тоже являются инструментами. Например, концепция « », если она запала вам в ум и противоречит привычной концепции «я являюсь причиной своих мыслей/слов/реакций/действий» (), заставит вас периодически вспоминать и исследовать эту тему. Этот процесс исследования довольно быстро избавляет от , проявлением которого и является присвоение себе авторства или причинности. Из этих двух противоречащих концепций можно составить и , что тоже является замечательной идеей. Правда, не у всех это дает такой уж замечательный результат, и это связано с тем, что данная дуальность слишком плотно завязана с другими дуальностями, и на всей этой паутине дуальностей много негатива. Тогда можно разбирать эту структуру по кусочкам.
Замечательный инструмент самопознания, который тоже довольно быстро избавляет от эго. Иногда, правда, это болезненно (для эго), особенно поначалу.
С помощью вопросов типа «Кто я?» - это более прямой путь самопознания, так как он затрагивает главный вопрос непосредственно.
Можете воспользоваться «концепцией экрана», предложенной на предыдущей странице, и исследовать ее с разных сторон. Вы, как чистое воспринимающее сознание (в изначальном виде), подобны экрану, на который проецируется фильм жизни. Или, по другому: вы как пространство, в котором разворачиваются события жизни. Или вы как зеркало, отражающее то, что появляется перед ним. Во всех этих сравнениях важно одно - вы не являетесь объектом, вы не материальны, у вас нет формы и других характеристик, нет ничего, кроме функции осознавать происходящее . А вот отражение включает в себя все материальные объекты, а также мысли, ощущения, эмоции, отождествленности, иллюзии, желания, страдания, действия и все остальное. Зеркало само по себе не имеет представлений, убеждений, желаний, ощущений, эмоций, иллюзий, страданий, и даже привязанности к этим отражаемым объектам - оно их только отражает, осознаёт, когда они появляются. Попробуйте исследовать это с такой стороны, это тоже поспособствует самопознанию. Найдите ту часть «себя», которая только воспринимает, осознаёт, и не более того.
Попробуйте также проработать отождествленности типа «я тело - я не тело», «я ум - я не ум» и т.д. с помощью техник первого уровня.
Еще один инструмент - , по мере работы с этой техникой тоже исчезают убеждения о себе, отождествленности и куча другого ментального хлама.
За всё также замечательным образом искореняет эгоистическую идею личного авторства, постепенно, шаг за шагом.
Раньше было описано , которое лучше делать в спокойной обстановке, сидя с закрытыми или открытыми глазами (пробуйте по-разному). Старайтесь больше обращать внимания на чувство бытия, «я есть», чем на объекты.
Как выбрать тот метод самопознания, который вам подходит в данный момент? По результату. Вы заметите, что жизнь меняется в лучшую сторону. Поэтому, нужно пробовать. Не всегда, конечно, результат заметен сразу, и не всегда ум (эго) говорит, что это хороший результат. Ориентируйтесь на ощущения. Если в жизни становится больше спокойствия, умиротворенности, меньше напрягают возникающие ситуации, больше радости, счастья, гармонии, любви - значит, выбранный метод самопознания подходит и ведет к