Как заниматься подготовкой к школе дома. Подготовка к школе: занятия для детей
Мнения о том, как правильно подготовить будущего школьника к учебным занятиям в домашних условиях, у родителей расходятся. Одни уверены, что последнее лето перед уроками нужно провести исключительно в отдыхе, другие максимально загружают свое чадо, чтобы оно в будущем не отставало от одноклассников. Только впоследствии оказывается, что некоторые дети становятся «переподготовленными» и им скучно находиться на уроке, другие прекрасно считают и читают, но теряют вещи и совершенно не ориентируются в здании учебного заведения, третьи хорошо читают по-английски, но испытывают трудности в изучении собственного языка или дискомфорт в общении. Продолжать список можно бесконечно, у учителей начальных классов много подобных историй. Как найти золотую середину, чтобы малыш с интересом открыл новый этап в своей жизни?
Психологическая готовность малыша к школьному процессу
Психологическая подготовка к школьному процессу малышей является самой важной. Она имеет колоссальное значение, вне зависимости от того, какой тип учебного заведения был выбран:
- Улучшение навыков коммуникации с другими детьми, принятия себя в социальной позиции школьника. Приобретенный опыт отражает его личностную зрелость. Психологи рекомендуют возложить данную миссию на профессионалов, работающих в центрах подготовки детей к школьному процессу. Чем раньше родители обратятся к ним, тем более эффективным окажется результат.
- Малыш должен понимать, что столкнувшись с трудностями, рядом с ним всегда окажутся родители и учитель, готовые помочь. Вместе можно справиться с любым заданием. Волевая зрелость в процессе подготовки малыша определяется его готовностью к самовыражению, выполнению учебных требований.
- Интеллектуальная зрелость очень важна для малыша. Она определяется количественным словарным запасом слов, знаниями об окружающем мире, умением анализировать и выстраивать логическую цепочку. Подготовленный ребенок способен высказывать свои мысли, выполнять задания учителей, свободно общаться на хорошо знакомые ему темы.
Умения и навыки, которыми должен овладеть будущий школьник
Ниже представлен перечень общих требований, с которыми должен справлять каждый малыш, которому предстоит переступить школьный порог:
- указание своего полного имени, своего дня рождения и домашнего адреса;
- знать буквы, ориентироваться в гласных и согласных, читать короткие тексты (хотя бы по слогам);
- знать отличия между временами года, уметь описывать их (определяется лексический запас слов);
- ориентироваться во времени суток;
- называть основные геометрические фигуры и уметь изображать их;
- запоминать короткие тексты, уметь пересказать его (определяется дикция, память).
В подготовку к школе также следует включить следующие навыки:
- правильного поведения в общественных местах;
- ухода за собой без помощи взрослых, наведения порядка на рабочем месте;
- описание того, что изображено на картинке;
- счета до 20;
- названия цветовых оттенков;
- ответов на вопросы: «кто?», «когда?», почему?»;
- спокойного препровождения времени на уроке в течение 20-25 минут;
- различий направление «вверх», вниз», «вправо», «влево».
Подготовка к школьной программе с преподавателем
Если было принято решение об учебе в специализированном центре для дошкольников, то родителям в выборе организации нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Опыт учителей, которые задействованы в работе с малышами. Имеет ли развивающий центр лицензию на ведение образовательной деятельности. Количество учеников на занятии, интерьер помещения, наличие вспомогательное учебного материала.
- По каким программам и разработана ли система проведения учебных занятий, на какой предмет делается акцент, как долго идут уроки, использует ли учитель индивидуальный подход к каждому ученику – эти вопросы должны заинтересовать в первую очередь. Если центр подготовки детей имеет узконаправленную специализацию, стоит задуматься, нужно ли это.
- Наличие занятия, которое нацелено на развитие творческих способностей малыша. Подобные уроки являются обязательной частью подготовки.
- Обратить внимание на общую атмосферу в классе: заинтересованы ли дети в учебе, чувствуется ли их вдохновленность и желание узнавать больше.
Подготовка к школьной программе в домашних условиях
Конечно, со всеми вышеперечисленными требованиями быстро и профессионально справятся компетентные специалисты в области педагогики. Но что делать тем родителям, которые самостоятельно занимаются с малышом и осуществляют его подготовку к школе? На что обратить внимание:
- Подготовленный будущий ученик должен знать все буквы в азбуке. Затем следует постепенно переходить к чтению по слогам. Ребенку на школьных занятиях будет значительно проще, если он заранее освоит чтение. Приобретенный навык отразится в соблюдении правильности последовательности написания букв. Кстати, следует начинать писать печатными буквами, так чадо быстрее освоит письмо. Тренировка рук должна быть регулярной.
- Развитие речи и дикции. Предложите малышу после просмотра мультфильма или научной детской передачи пересказать услышанное и увиденное. Не пренебрегайте его мнением, учите его без стеснения высказывать свои мысли. Малыш нуждается в частом общении, он задает многочисленные вопросы, которые на первый взгляд для родителей могут показаться глупыми, но не стоит пренебрегать ответами на них.
- Умение считать – важный навык, который должны приобрести к первому классу многие дети. Начинайте с подсчета тарелок на столе, пальчиков, количества книг на полке и так далее. Затем можно купить счетные палочки или продолжать развивать способности с помощью цветных карандашей. Обычную прогулку можно превратить в увлекательное занятие. Можно считать лужи или деревья, называть цвета листьев и размер (большой/маленький) животных, которые встречаются на пути, различать неодушевленные/одушевленные предметы.
- Интеллектуальное развитие детей невозможно представить без творчества. Для совершенствования мелкой моторики рук можно создавать всевозможные поделки. В интернете можно найти огромное количество мастер-классов на любой вкус. Лепка из глины и пластилина, работа с ножницами, красками и кисточками также помогает освоить малышу письмо.
- Перед тем, как идти в первый класс, малыш обязан усвоить правила поведения, самостоятельности и безопасности в помещении и на улице. Просыпаться и ложиться отдыхать в определенное время, делать уроки ежедневно, по 30 – 40 минут выполнять спортивные упражнения. Родителям нужно научиться отпускать чадо от себя. Пусть это будут почти самостоятельные прогулки во дворе, когда мама или папа со стороны наблюдают за своим малышом, стараются не вмешиваться в возникающие беседы между детьми, особенно в случае небольшого конфликта. Родителям важно не злиться и не выражать свое раздражение, если у будущего школьника что-то не получается. Каждый малыш уникальный и скорость развития у него своя.
Правильно подготовленному к школьной программе малышу проще и увлекательнее находиться на занятии и принимать в нем непосредственное участие. Поддержка родителей, приятельские отношения с другими учащимися, профессионализм преподавателя и правильная организация учебной программы, применяемая дома или в специализированных учреждениях – все это поможет малышу подготовиться к занятиям в учебном заведении.
Основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе.
Дидактические игры для подготовки ребенка к школе
В какие игры можно играть дома с ребёнком
Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков или некоторых иностранных мультфильмов).
Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.
Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.
Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.
Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.
Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.
Игры на развитие мелкой моторики
Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.
Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:
Штриховать карандашом в различных направлениях;
Рисовать красками, карандашами;
Лепить из пластилина, глины;
Вырезать из бумаги;
Делать аппликации;
Рвать бумагу руками;
Складывать бумагу;
Складывать мозаику;
Собирать из конструктора;
Завязывать шнурки;
Вязать верёвочные узлы;
Пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);
Вязать, вышивать.
Игры на развитие памяти ребёнка
Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.
Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.
Для развития памяти также нужно:
Пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;
Рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);
Пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);
Смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.
Игры на развитие внимания ребенка
Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.
Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).
Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.
Задания для ребёнка:
1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
1. Кто был на горке?
2. Кто был под горкой?
3. Что делала девочка в песочнице?
4. Кто качался на качелях?
5. Какое время года на картинке?
6. Какие предметы перечислены в стихотворении?
7. Кто испугался и растопырил глаза?
Чем больше ребёнок даст правильных ответов, тем лучше у него развито внимание.
2. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку (можно выбрать любую сказку). Слушай внимательно.
После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по картинке (можно попросить обосновать выбор цветов) и по сказке (как в задании 1).
1. Кто изображён на картинке?
2. Какое время суток на картинке?
3. Из чего сделан парус?
4. Кто главный герой сказки (и т. п.)?
Игры на развитие речи ребенка
Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.
Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.
. «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д.
Для развития речи также нужно:
Чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;
Игры на развитие мышления ребенка
. «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.
. «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.
. «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д.
Для развития мышления также нужно:
Разгадывать ребусы;
Составлять ребусы;
Рисовать комиксы;
Составлять из предложенных слов предложения;
Составлять из геометрических фигур картинки.
Задания для ребёнка
1. Отгадай ребусы.
(Школа) (Вода)
2. Нарисуй продолжение комикса.
3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.
Игры на развитие пространственных представлений у ребенка
. «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.
. «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.
Для развития пространственных представлений также нужно:
Срисовывать буквы, цифры, картинки;
Рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;
Играть в игру «Морской бой».
Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка
. «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).
. «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.
Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.
Для развития эмоциональной сферы также нужно:
При чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;
Чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).
Игры на развитие воображения ребенка
Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.
Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.
Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.).
Для развития воображения также нужно:
Соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);
Мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);
Придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.).
Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.
Правильная подготовка к школе детей – залог их будущей отличной учебы. Необходимо, чтобы до начала обучения ребенком были освоены основы правописания, математика (начальный этап), чтение.
Широкий кругозор и навыки общения со сверстниками будут способствовать его авторитету среди сверстников и педагогов.
Такая подготовка позволит малышу увереннее чувствовать себя в новой обстановке , легче войти в режим повышенных учебных нагрузок.
По ФГОС предусматривается, когда записываться в школу, ребенок должен овладеть базовыми навыками при подготовке к новому учебному году.
Обеспечивается следующая подготовленность:
- Интеллектуальная.
- Психологическая.
- Социальная.
- Мотивационная.
- Физическая.
Полезен будет развивающий кружок. Родителям вовсе не нужно иметь специальное образование, важно усвоить основные правила.
Занятия для дошкольников будут эффективными при установлении жесткого распорядка дня. Чтобы подготовить ребенка к учебной дисциплине, важно заблаговременно выработать у него привычку к режиму учебы и отдыха.
Это позволит правильно распределить необходимое время для занятий, домашней подготовки, отдыха.
Важно , насколько правильно подобраны упражнения для развития базовых навыков, требующихся для учебного процесса.
Развивающие задания для ребенка перед новым учебным годом
Не забывайте, что ребенок успешнее освоит новые знания, преподнесенные в виде игры. Развитие моторики.
Помочь укрепить навыки письма помогут следующие задания:
- Выполнение карандашной штриховки в тетради под разными углами.
- Заполнение прописи.
- Рисунки с использованием карандашей, фломастеров, акварельных красок.
- Процесс лепки фигурок из пластилина.
- Вырезание ножницами бумажных силуэтов.
- Аппликации.
- Игра с мозаикой или конструктором.
- Самостоятельное завязывание шнурков.
Для развития памяти будет полезно:
- Попросить малыша пересказать прочитанный рассказ.
- Перечислить вечером увиденное за день.
- Рассказать о просмотренных телепрограммах или мультфильмах.
- Нарисовать увиденный до этого предмет или описать его словесно.
Развить внимательность помогут следующие упражнения:
- Совместный поиск в комнате предметов , название которых начинается с одной буквы – кто первый справится с заданием.
- Если взрослый занят делом – в процессе работы можно, рассказывая сказку, попросить ребенка хлопать в ладоши, когда произносится слово на определенную букву или при упоминании животных.
- Предложите малышу заниматься двумя делами одновременно , например, лепить и пересказывать сказку.
Помимо развития перечисленных навыков важно подготовить ребенка к школе психологически. Он должен быть готов к общению со сверстниками и учителями, еще находясь в детском саду.
Приведем некоторые советы родителям, которые могут помочь при начальной подготовке будущих первоклассников в домашних условиях:
- Не нужно чрезмерно перегружать малыша, чтобы не утратить заинтересованности к занятиям.
- Установленный режим дня должен соответствовать будущей учебе.
- Не забывайте об игровой форме занятий.
- Разнообразьте подготовительный процесс.
- Ребенок должен регулярно находиться на свежем воздухе, играть в подвижные игры.
- Правильно подготовьте рабочее место, чтобы обеспечивалось достаточное освещение, необходимая высота стола и стула.
- Оказать помощь в подготовке способны развивающие компьютерные игры.
- Развить моторику движений поможет, если ребенок одновременно будет проходить музыкальную подготовку.
Если затрудняетесь с выбором упражнений, обратитесь к интернету – там предлагаются различные пособия.
Подготовленные на их основе конспекты будут полезны . Может оказать помощь опытный педагог.
Если у малыша проблемы с произношением некоторых звуков может быть полезным логопед.
Правильная индивидуальная подготовка малыша окажется неоценимой для предстоящего учебного процесса.
Подготовка к школе: программы и упражнения
Приведем некоторые упражнения для подготовки дошкольника. Как тренировка зрительной памяти. Расположите в один ряд 6 игральных карт.
Попросите малыша запомнить их расположение и отвернуться. Поменяйте местами две из них, и пусть он укажет, расположение которых карт изменилось.
Упражнение повторяйте несколько раз , постепенно увеличивая число карт, можно их расположить в несколько рядов.
№ упражнения | Продолжительность | Занятие | Что достигается | Что потребуется |
1 | Полчаса |
|
|
|
2 | Полчаса |
|
|
|
3 | Полчаса |
|
|
|
Рассмотрим, в чем заключаются упражнения:
1. Кубики .
Выбираем самый большой и маленький кубики. Подсчитываем их общее количество, в том числе и в обратную сторону. Считаем количество кубиков определенного цвета и размера. Складываем из кубиков разные фигуры.
2. Волшебные окошки .
Понадобится 12 карточек основных цветов и оттенков, 5 фигурок разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной и так далее.
Предполагается, что волшебником построены чудесные окошки разной формы и цвета . Предложите описать некоторые из них и выбрать наиболее понравившиеся.
3. Сказочные семена .
Понадобится 9 карточек с нарисованными фруктами, овощами и их семенами. Сильный ветер смешал разложенные семена и плоды.
Требуется упорядочить их размещение. Незаметно убрав одну из карточек, предложите определить пропажу.
4. Волшебный попугай .
Предложите малышу почувствовать себя волшебным попугаем, способным перечислять по памяти различные фразы.
Называйте несколько слогов, ребенок должен их повторить в той же последовательности. Назовите несколько слов и попросите малыша повторить в аналогичном порядке.
5. Сказочные иллюстрации .
Понадобится:
- Три карточки с рисунками: одна разделенная надвое, вторая – на четыре фрагмента, третья – на шесть.
- 3-4 изображения различных сюжетов.
- Имеются волшебные изображения , которые постоянно путаются. Необходимо их правильно сложить, по степени возрастания сложности: начиная с разделенной на 2 части и заканчивая – на 6.
- Другие картинки целые , но их нужно упорядочить по ходу развития сюжета. Попросите пересказать возможный сюжет сказки.
6. Зайка .
На рисунке изображен зайка и его домик. Между ними – извилистая тропинка. Чтобы помочь зайке вернуться домой, нужно, не отрывая карандаша, провести линию по центру тропинки, не пересекая ее границы.
Предлагаемый комплекс упражнений – далеко не единственный возможный, но он поможет ребенку освоить необходимые навыки и подготовиться к школе. Все зависит от вашей фантазии и желания.
Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Вы узнаете, какие признаки свидетельствуют о готовности малыша к первому классу. Вам станет известно, какие упражнения нужны для развития всех необходимых навыков.
Признаки готовности юного школьника
Ребенок должен уметь себя обслуживать, в частности одеваться
Некоторые родители умудряются отдать своего малыша в школу в пятилетнем возрасте, потому как считают, что он уже созрел для школьной скамьи. Другие наоборот не спешат это делать, хотят, чтобы у дочери или сына как можно дольше длилось детство. Давайте рассмотрим, наличие каких навыков свидетельствует о готовности к первому классу:
- ребенок должен уметь рассказывать о себе, своем хобби, знать членов своей семьи по имени;
- малыш должен быть ознакомлен с буквами, хотя бы печатными, уметь их изображать, желательно понимать, что такое гласные и согласные звуки;
- будущий школьник должен понимать, в чем различие зимы и лета, то есть ориентироваться во временах года;
- очень важно, чтобы малыш понимал, что такое утро, что такое ночь;
- желательно, чтоб ребенок, отправляющийся в первый класс, умел суммировать и вычитать легкие числа;
- карапуз должен иметь представление о простых геометрических фигурах и уметь их как-то изображать;
- важно, чтобы ребенок был способен пересказывать короткие тексты;
- необходимо присутствие логического мышления, так малыш должен с легкостью находить лишний предмет из ряда предложенных, также объяснять свой выбор;
- важно, чтоб юный школьник был способен за собой ухаживать;
- умел уважительно относиться к окружающим;
- знал основные цвета;
- был способен описывать изображение на картинках;
- умел считать хотя бы до 10 и в обратном порядке;
- важно, чтоб ребенок, изображая людей, не пропускал основные части тела и знал, как они называются;
- желательно, чтоб юный школьник был знаком с тем, что существуют одушевленные и неодушевленные предметы;
- важно, чтоб ребенок мог спокойно себя вести на занятиях, не отвлекался, внимательно слушал учителя.
Мой сын перед школой ходил в детский сад, и там шла активная подготовка. Кроме этого, я и дома занималась с ребенком творчеством, учили наизусть литературные произведения, считали, занимались математикой и логическими задачами, учились писать. Единственная проблема, с которой столкнулись — это то, что сын, попав в первый класс, знал больше своих сверстников, ему было скучно на уроках, из-за чего пропал интерес к школе. Полностью изменить его отношение мы смогли только во втором классе.
Особенности подготовки
Подготовка к школе должна проходить в игровой форме
Если вы задаетесь вопросом, как домашнего ребенка подготовить к школе, то нужно учитывать, что все занятия должны проходить в игровой форме, и не стоит акцентировать внимание на том, что вы будете учиться, чтобы подготовиться к школе. Это может негативно восприняться ребенком, чем вызовет неприязнь к школьным будням.
- Пусть ваши уроки проходят в творческой форме, малышу будет интереснее что-то изображать, а не просто учить.
- Отдавайте предпочтение сюжетно-ролевым играм.
- Чтоб ребенку потом было легче адаптироваться, можно проводить обучение дома в соответствии со школьной программой. Так пусть у малыша будет пятидневная рабочая неделя, распределите уроки на каждый день. Так, например:
- в понедельник можно заняться письмом и чтением;
- во вторник — рисованием и математикой;
- в среду — лепкой и чтением, возможно иностранным языком;
- в четверг – письмом, математикой, иностранным языком;
- в пятницу — рисованием и чтением.
- Необходимо уделять время физическим нагрузкам. Вы должны понимать, что ребенку предстоят и занятия физкультурой. Почаще проводите время со спортивным снаряжением на улице.
Развиваем память
Просите ребенка изображать свои воспоминания при помощи карандаша
Чтоб малышу легче давался новый материал, запоминались стихи школьной программы, необходимо готовить его заранее, ежедневно тренируясь. Так упражнениями для развития навыков памяти будут следующие.
- Начинать можно с демонстрации какого-то объекта, например, игрушки определенного цвета. Теперь попросите ребенка изобразить на листке бумаги то, что он видел. Не забудьте положить несколько карандашей различных цветов, пусть карапуз вспомнит и окраску предмета, а не только его форму.
- Если ваш малыш смотрит телепередачи, мультфильмы, то после просмотра просите пересказывать увиденное, желательно в мельчайших подробностях.
- Ежедневно читайте ребенку сказки, предлагайте пересказать услышанное. Если у малыша возникают сложности, подсказывайте ему.
- По завершению дня попросите свою кроху пересказать все, что происходило на протяжении суток. Также можно предложить ребенку изобразить свои впечатления на бумаге.
Задания на внимательность
Для того, чтобы новая информация лучше усваивалось малышом необходимо, чтобы он концентрировал свое внимание на том, что будет рассказывать и показывать учитель. Поэтому так важно развивать внимательность. Для этого вам понадобятся такие упражнения:
- начните игру по поиску предмета на определенную букву, например, в комнате нужно найти все объекты, которые начинаются с литеры «м» — машина, мозаика, мольберт и так далее; можно добавить дух соперничества, чтоб ребенок соревновался с другим человеком, кто быстрее и больше сможет найти таких предметов;
- взрослый человек может рассказывать малышу определенную историю, в тексте которой будет неоднократно повторяться какое-то слово, например, мячик; задание — слушая ваш пересказ, хлопать в ладоши, как только произносится загаданное слово;
- можно предложить карапузу заняться сразу двумя действиями, он может рисовать и петь песенку, или рассказывать сказку.
Речевые навыки
Частое чтение сказок способствует развитию речевого навыка ребенка
Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок, который отправлялся в школу, имел достаточный словарный запас. Для этой цели необходимо регулярно с ним заниматься, можно выполнять следующие задания:
Данный навык ложится в основу всех остальных умений, необходимых ребенку за школьной партой. Так вы можете следующим образом заниматься с ребенком:
- учите буквы, следуя алфавитному порядку;
- чтоб ребенку было легче их воспринимать, можно каждую литру изображать предметом, на который она похожа или словом, начинающемся с этой буквы;
- знакомство с алфавитом должно иметь игровую форму;
- читайте малышу небольшие отрывки текста и просите его отыскивать в них только что выученную литеру;
- не будет лишним, если вы предложите карапузу пересказать отдельные фрагменты текста или хотя бы рассказать общую суть истории;
Можете ознакомиться с методами, .
Упражнения для тренировки письма
Чтобы малыш быстрее смог освоить данный навык, необходимо с ним заниматься. Кроме собственно написания составляющих букв, большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики. Поэтому заданиями для тренировки письма будут следующие упражнения:
- завязывание шнурков;
- вырезание аппликаций;
- игра с конструктором, пазлом, мозаикой;
- штриховка карандашом под разным углом;
- рисование с помощью фломастеров, красок, карандашей;
- заполнение прописей;
- осваивая знакомство с буквами, необходимо сначала сосредоточиться на печатных литерах и только потом перейти к прописным.
Основы математики
Чтобы малышу легче давалась математическая наука в школьных стенах, необходимо заранее подготовиться к данному предмету. Для этого можете делать следующее:
- приучайте ребенка пересчитывать его предметы, пусть это будут кольца от пирамидки, разноцветные мячики, машинки, когда он освоит это здание с игрушками, можно переходить на специальные счетные палочки;
- эффективным считается попарное изучение цифр, например, 5 и 6, 3 и 4, ребенку проще осознавать, что есть меньшая цифра, при добавлении к которой одного предмета, она станет на единичку большей;
- знакомиться с азами геометрии можно, используя специально подготовленные геометрические фигуры, вырезанные из картона или фетра, или же печенье разной формы, особенно, если вы спечете его вручную;
- если ваш малыш уже ознакомлен с основными фигурами, то можно приступать к изучению процесса их изображения, используйте для этой цели простой карандаш и линейку;
- развиваем математические способности ребенка, необходимо чередовать между собой разные виды деятельности.
Давайте рассмотрим основные психологические аспекты того, как подготовить ребенка к школе.
- Как можно чаще разговаривайте с малышом, спрашивайте о том, что его интересует.
- Если мы совместно читаете, задавайте вопросы по тексту.
- Чтобы малышу было легче адаптироваться, играете в школу, используете для этой цели любимые игрушки, куклы, плюшевых зверей. Не забывайте меняться ролями учителя и ученика.
- Очень важно, чтобы малыш, который занимается каким-то видом творчества, не бросал начатое на середине. Вы должны приучать ребенка доводить все до конца. Если у него что-то не получается, подсказывать ему.
- Очень важно вовремя отказаться от надмерной опеки. Малыш должен становиться самостоятельным. К тому же вам нужно быть готовым к тому, что над ребенком начнут насмехаться, если школьнику будет завязывать шнурки или помогать снять куртку.
- Поспособствуйте активному общению ребенка с ровесниками, чтоб ему было легче влиться в новый коллектив.
- Обязательно рассказывайте о том, какими полезными будут знания, полученные в школе.
- Расскажите ребенку о том, что в классе необходимо вести себя тихо и слушать учителя, иначе он пропустит нужную информацию и не сможет усвоить материал.
- Учите ребенка быть спокойным, дисциплинированным, с уважением относиться к одноклассникам и учителям, никогда не выяснять отношения криком.
Теперь вы знаете, как родителям подготовить ребенка к школе. Помните о том, что малыша нужно развивать всесторонне, уделяйте внимание, как психологическому, интеллектуальному, так и физическому развитию. Процесс подготовки к школьной скамье должен быть ненавязчивым, не стоит заниматься с малышом через силу, такие действия дадут только отрицательные плоды.