Домашнее обучение в форме семейного образования. Что такое семейное обучение и в чем заключаются его преимущества? Там же оказалось заявление о приёме ребёнка в школу в качестве экстерна
Семейное образование - форма получения общего образования
В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования и самообразования.
Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.
Цель семейного обучения - дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.
Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в, очно-заочной и заочной формах. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Учебный процесс
Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.
Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.
При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.
Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.
Если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.
Как перейти на семейное образование
При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения .
Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.
Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги .
Примечание.
1. При организации семейного образования школа руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
- приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
- нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
- локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.
2. Промежуточная аттестация - это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.
3. Новый Закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.
4. Согласно части 13 сатьи 103 Закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Так как семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.
Многие родители, решившие перевести детей на обучение в форме семейного образования, сталкиваются с негативным приёмом администрации школы. К сожалению, это довольно частая практика, и не стоит принимать близко к сердцу первый неудавшийся контакт. Следует помнить, что руководство школы совсем по-другому реагирует, когда родители заявляют о своих просьбах в письменном виде. Неофициальные беседы нередко сводятся к вежливому, а иногда и грубому, отказу в реализации перехода на семейное образование. При этом администрация школы путём давления пытается разубедить родителей в принятом решении. Вместе с тем, если обратится в школу с официальными документами, письменный отказ Вы вряд ли получите, ведь нарушение права на образование легко обжалуется.
В этом материале мы предлагаем пошаговую инструкцию по переходу на семейное образование. Кратко можно выделить четыре основных шага:
2. Ознакомление с локальными актами школы (рекомендуемый, но необязательный шаг).
На примере Пермского края укажем, что для получения компенсации необходимо подать заявление в администрацию школы. Это заявление можно объединить с вышеуказанным заявлением, просто указав в нём, на какие банковские реквизиты Вы просите перечислять выплату.
При подаче заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации с собой нужно будет иметь следующие документы:
Само заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. Если претендуете на выплату, то с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств;
Документ, удостоверяющий личность одного из родителей;
Документ, подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей – для законного представителя;
Копия свидетельства о рождении ребенка;
Отдельно обращаем внимание на следующий момент. Когда родители приходят в школу с подготовленным пакетом документов и выдержками из закона, их воспринимают серьёзнее, чем при общении без предварительной подготовки. Если Вы принесли заявление о прохождении промежуточной аттестации (оно подразумевает «прикрепление» к школе на семейном образовании), то Вам обязаны ответить на него письменно. Если это будет отказ, то письменный и обоснованный. Важно «донести» заявление до канцелярии, а не развернуться на полпути, поддавшись на увещевания администрации школы.
Отметим, что первоклассникам могут отказать в приёме в школу только при отсутствии мест на параллели. Причём школа должна информировать о количестве свободных мест на своём официальном сайте и стендах, к которым имеется общий доступ. Эти требования закреплены в Приказе Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Об отказе в приёме – ст.5, о размещении информации – ст. 8.
Вместе с тем, может сложиться ситуация, когда в школе просто не приняты локальные акты о промежуточной аттестации (Шаг второй). Т.е. в школе не предусмотрен порядок регулирования отношений по семейному образованию. В таком случае школа может ссылаться на невозможность приёма ребёнка. В данной ситуации результат будет зависеть от поведения родителей. На практике Пермского края можно сказать, что родители, отстаивающие право своих детей на семейное образование, сумели устроить их даже в сельских школах. Важно помнить, что право на выбор семейной формы образования закреплено в ст. 17 и 63 Федерального Закона «Об образовании в РФ» и что Вы действуете исключительно в интересах ребёнка. Если школа, в которой нет локального акта о промежуточной аттестации, закреплена за Вами по месту жительства, то имеет смысл побороться и обжаловать письменный отказ в прокуратуру, орган управления образованием, администрацию города или суд. Мотивировать следует тем, что Вы не можете реализовать право на выбор формы образования.
Отдельно стоит вопрос о приёме на семейное образование в гимназии и школы с углубленным изучением. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» закрепил за ними право проводить индивидуальный отбор поступающих учеников. Поэтому, формально, если в такой образовательной организации нет локальных актов, регламентирующих семейное образование, их отказ в приёме будет обоснован. Однако если Вы закреплены за гимназией по месту жительства, можно попробовать отстоять свои права.
Шаг четвёртый
Следующий шаг – заключение со школой договора. В разных регионах практика складывается по-разному, но, как правило, договор заключается. В нём обязательно должно быть прописано, как и когда будет проходить промежуточная аттестация: периодичность, количество учебных предметов, сроки сдачи и т.д. В интересах родителей наиболее подробная детализация. Можно предусмотреть, по каким предметам какой объём знаний необходимо проверять на промежуточной аттестации. На практике возникают случаи, когда учителя спрашивают сверх материала, изложенного в учебнике, здесь должны среагировать родители, указав, что этого в учебной программе не было.
Договор может быть заключен на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного. Всё зависит от локальных актов конкретной школы.
Акцентируем внимание на том, что ученик, обучающийся на семейном образовании, входит в контингент школы. Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального Закона «Об образовании в РФ» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со ст. 34 данного закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Также они имеют право на бесплатное получение всех учебников и учебных пособий. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Вместе с тем, школа не несёт ответственности за качество образования. Она ответственна лишь за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение академических прав обучающегося.
Отметим, что при неудовлетворительных итогах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам и неудачной попытке пересдачи, ученик зачисляется в школу на обучение в общем порядке.
Что надо знать родителям о семейном образовании
Семейное образование – форма получения общего образования
В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.
Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.
Цель семейного обучения - дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.
Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
При выборе семейного образования его не следует путать с домашним обучением. Домашнее обучение это не форма получения или форма обучения, это условие организации учебного процесса в образовательной организации. Условия могут быть разные – учебный процесс в аудитории, дистанционно, на дому для особых детей. Обучение на дому допускается при наличии:
- медицинской справки об организации учебного процесса на дому (перенос работы организации в другие условия, но по тем же школьным правилам), которую выдает лечебное учреждение, где наблюдается ребенок;
- заявления родителей об организации обучения на дому.
Учебный процесс
Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.
Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.
При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.
Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.
Если же учащийся не будет аттестован и в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.
Как перейти на семейное образование
При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения.
Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.
Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги.
В этом случае учреждение информирует учредителя о гражданах, которые будут проходить аттестацию в статусе экстерна и определяет совместно с органами местного самоуправления финансовое обеспечение этой процедуры.
Делать это надо до утверждения бюджета на следующий календарный год.
Если вы приняли решение о переходе на семейное образование, то можете обратиться к директору школы, в органы управления образованием за разъяснением.
Если в регионе разработан соответствующий нормативный правовой документ, то следует его внимательно изучить и действовать по изложенному в нем алгоритму.
Обратите внимание на финансовое обеспечение обучения. Возможные варианты: регион оплачивает обучение в объеме ФГОС или в объеме ФГОС и регионального, муниципального компонентов; регион не финансирует семейное образование. В последнем случае оно полностью за ваш счет, как, например это в Москве.
Органы местной власти могут организовать консультационные пункты при образовательной организации или отдельно, но могут и не организовывать. Закон их к этому не обязывает.
Удачи вам и вашим детям!
Примечание
1.При организации семейного образования следует руководствоваться:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
- нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
- локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.
2. Промежуточная аттестация – это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.
3. Новый закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.
4. Согласно части 13 статьи 108 закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Т.к. семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.
В подготовке использованы материалы сайтов Минобрнауки РФ, Российский общеобразовательный портал: основная и полная и др.
Настал день, когда я решилась и пошла в школу на приём к директору, чтобы официально оформить дочь на семейное обучение. Директор стала предлагать альтернативные варианты: заочное обучение, очно-заочное обучение. Получив решительное «нет», отправила меня к завучу. Там всё повторилось. Мы целый час беседовали на тему моего ребёнка так, будто говорили на разных языках. В результате я ушла ни с чем: завуч попросила придти в конце зимних каникул, чтобы я ещё раз хорошенько взвесила всё и оставила ребёнка в школе. Я растерялась, а потом стала изучать блоги по семейному обучению, особенно те разделы, которые касались перехода на СО. И выяснила: такая проблема не у меня одной. Школы очень неохотно отпускают детей на семейное обучение. Виной этому два факта:
- они боятся снизить показатели школы;
- они будут меньше получать денег (говорят, что совсем не получают).
Если сразу прикрепляться к школе на экстернат — это нормально и даже хорошо. А вот если поучиться в школе, а затем переходить на экстернат — это не приветствуется.
Что такое экстернат и как он относится к семейному обучению?
Сейчас по закону нет такой формы обучения, как экстернат. Он остался лишь как форма аттестации. То есть, дети на семейном обучении выбывают из постоянного контингента школьников и прикрепляются к ней в качестве экстернов на время прохождения аттестаций.
Собираем документы для перехода на семейное обучение
Вернувшись домой очень злой на себя, я решила хорошенько подготовиться к следующему визиту в школу. Это оказалось совсем просто. Я зашла на сайт департамента образования нашего региона и там нашла всё, что мне было необходимо.
Положение «Об организации предоставления образовательной услуги в форме семейного образования»
Из него следовало, что перевести ребёнка на семейное обучение родители могут по своему желанию, с учётом мнения ребёнка. То есть, не нужно указывать болезни, переезд и любые другие причины. Просто — желание семьи и всё.
Там же я нашла форму уведомления Департамента образования региона о переходе на СО
Там же оказалось заявление о приёме ребёнка в школу в качестве экстерна
Осталось найти заявление о переходе на семейное обучение. Оказалось, что оно пишется в произвольной форме. «Шапку» берёте из документа выше. А текст будет примерно такой:
«Прошу отчислить ребёнка из контингента учащихся школы такой-то в связи с переходом на семейное обучение с такого-то числа». Ставите дату и подпись.
После каникул
После каникул я пришла в школу с уже заполненными и распечатанными документами. Решительно сказала о том, что не передумала. И завуч взяла у меня все документы, попросив подойти через две недели. Первый официальный шаг был сделан.
Если вы решили перевести ребёнка на семейное обучение, прежде всего зайдите на сайт своего департамента образования и найдите раздел «О семейном образовании» или что-то похожее. Иногда он является подразделом «Об образовании»
Моему сыну девять лет, и он не учится в школе. Такое признание, как правило, вызывает недоумение и тысячу вопросов.
Он болеет?
Он не справляется со школьной программой?
Или даже так:
Ты вступила в какую-то секту, которая запрещает детям ходить в школу?
Спешу успокоить. Мой сын здоров. Со школьной программой у нас нет никаких проблем. И да, я не состою ни в одной секте 😉
И тем не менее мы не знаем, что значит учить уроки допоздна, бежать на первый урок ни свет ни заря или зубрить правила, смысл которых остается неведом.
Лев хоумскулер. Попросту говоря - один из тех детей, которые вместе с родителями выбрали форму семейного образования. Что это такое? Давайте попробую объяснить.
Что такое семейное образование?
Семейное образование помогает забыть о такого рода молитвах 😉Во-первых, семейное образование - это не домашнее обучение , которое бывает необходимо для отстающих или часто болеющих детей. Если при надомном обучении учителя приходят домой и занимаются с учеником по индивидуальному плану, то на семейном образовании роль учителя сводится к минимуму: педагоги становятся только теми, кто принимает аттестации.
Во-вторых, семейное образование является законодательно закрепленной нормой . В последней редакции Федерального закона «Об образовании» четко прописано, что это одна из форм получения среднего образования наравне с привычным очным.
В-третьих, семейное образование общедоступно . Его может выбрать ученик любого класса в любой момент. При этом никакого основания или веского доказательства иметь не нужно, достаточно одного желания.
В принципе это все, что нужно для начала знать о семейном образовании. Понимаю, что здесь возникает еще несколько вопросов: зачем это нужно и как мы к этому пришли. Отвечу и на них, но начну, пожалуй, со второго.
Пойти, чтобы вернуться
Хоумскулером Лев был не всегда. В 7 лет он гордо нес огромный букет цветов в сопровождении безумно волнующихся родителей. Все мы ждали, что новый период в жизни семьи не будет ничем омрачен. Но вышло не так.
Мне как филологу по образованию не нравилась программа (это, честное слово, местами какой-то ужас - родители школьников меня поймут). А еще по каким-то предметам Лев шел далеко впереди одноклассников, по другим - чуть медленнее.
Лев у своей первой школыПосле первого полугодия второго класса я перевела ребенка из школы рядом с домом в статусную школу. Здесь и окружение было лучше, и качество образования. Но ребенок просто начал «закисать»: до школы нужно было ездить полтора часа в одну сторону, все секции пришлось оставить, времени на прогулки не осталось. И в какой-то момент я проснулась посреди ночи, а в голове крутилась мысль: «Я теряю ребенка! Пора что-то делать!» Через неделю я забрала из школы документы и унесла в департамент образования уведомление о переходе на семейное образование.
А зачем все это нужно?
Школа не была ни за, ни против. Завуч младших классов спокойно выслушала меня, согласилась, а еще через пару дней заключила договор со мной и озадачила коллег на составление учебного плана. Единственное - она меня предупредила: «Можете забыть о том, что ребенок был отличником, оценки скорее всего будут ниже». Знаете, она меня нисколько не удивила и не испугала. Я всегда говорила, что учиться для оценок глупо и нелепо.
Итак, на сегодняшний день мы уже почти полгода находимся в свободном плавании. Количество плюсов от такой жизни, не буду скрывать, зашкаливает. И исходя из них я готова сформулировать цели, которые мы преследуем, выбирая семейное образование.
- Ответственность за образование, воспитание и будущее ребенка лежит полностью на родителях, а не на педагогах, людях, с которыми может быть совсем не по пути и чьи жизненные ориентиры далеки от тех, которые царят в вашей семье. Да, это огромная ответственность, уже нет возможности сказать: «Этого мы не знаем - не научили в школе!» Если ребенок не знает - виновата я: я должна объяснить тему нужным образом или обеспечить доступ к информации, которая поможет разобраться в теме самостоятельно.
- Чувствовать себя свободным - это бесценно, сколько бы лет тебе ни было! Буквально за пару недель семейного образования у сына пропала болезненная худоба, круги под глазами от бесконечного недосыпа. Мы не привязаны к жесткому расписанию, а учитывая мою жизнь в режиме хоум-офиса, это просто волшебно!
- Любой человек вправе общаться с теми людьми, кто им приятен, и заниматься тем, что ему нравится. Да, вы можете со мной поспорить: мол, ребенку нужна социализация, он должен знать, какая жизнь на самом деле и т.д. Но это моя принципиальная позиция. Взрослый человек стремится избегать тех, кто ему неприятен. Вы скажете: «Это невозможно!». Почему же нет? Вполне возможно - если есть сильное желание. То же и с занятиями. Я глубоко уверена: секрет счастья в том, чтобы заниматься тем, что ты любишь. Предвижу вопрос: «А работать когда?» Если что-то очень любить, этим можно научиться зарабатывать на жизнь и обеспечивать себя, делая еще счастливее. Вот этому и нужно учить с детства.
Немного об организации учебы
Хоумскулинг - это всегда индивидуальный путь. Здесь нет готовых решений, программ, ответов. И это всегда путь проб и ошибок. Это касается и организации учебного процесса: здесь нет учителя, который распланирует программу на год вперед и на которого в случае чего можно списать все неудачи.
Как только мы ушли из школы, я пыталась придерживаться учебного плана и условно заниматься с ребенком «как в школе». Но спустя пару недель поняла, что нет смысла в тех же пяти уроках ежедневно, даже если они проходят дома. Поэтому постепенно мы перешли на другой график. Каждый день мы изучаем один предмет. Например, по понедельникам мы занимаемся математикой, по вторникам - информатикой и т.д. Занятия эти занимают не более сорока минут. И этого вполне достаточно, чтобы не только не отставать, но и перегонять школьную программу. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и теперь только ждем майской аттестации.
У нас нет репетиторов. Часть предметов мы разбираем вместе, часть Лев делает самостоятельно (это тоже очень важно, поскольку ребенок сам учится искать информацию из разных источников). Еще он учит два языка - французский (школа, к которой мы прикреплены, с углубленным изучением французского языка) и английский. Французским с Лёвой занимается бабушка, школьный педагог иностранных языков с огромным стажем и опытом, английский разбираем вместе со мной и разными приложениями на компьютере.
Теперь у нас есть возможность не гоняться за бессмысленными рейтингами, а стараться быть лучше. Стопочка дипломов победителя разных олимпиад у нас постоянно растетГлавное, что мы приобрели, уйдя из школы, - возможность заниматься тем, что действительно нравится. И Лёва пользуется этой возможностью с лихвой. Дважды в неделю он занимается дзюдо, трижды - шахматами (даже уже первый юношеский разряд получил, что для меня совсем недосягаемо). Кроме того, он занимается в литературном кружке, а в городском планетарии пропадает бесконечно на занятиях астрономией. А еще он много-много гуляет и общается с другими детьми - это то, чего лишены большинство школьников, живущих по принципу школа-уроки-секция-компьютер-сон.
Лёва два года занимается дзюдо. На семейном образовании для этого появилось гораздо больше времени.И, конечно, в его жизни огромную роль играют книги. Честное слово, не знаю, что я бы делала без МИФа! Книги он поглощает одна за другой. Это и художественная литература (например, сейчас он зачитывается Киром Булычевым), но в большей степени - нонфикшн. Здесь на отдельном счету у нас книги о космосе (да-да, и сегодня есть дети, которые с уверенностью говорят, что хотят работать в космонавтике) - «Космос» и «Астрокот и его путешествия в космос » перечитывались несметное количество раз.
Свобода дала возможность полностью увлечься любимой темой. 12 апреля Лёва был одним из ведущих Дня космонавтики в нашем городе. Тот редкий момент, когда Лёва занимается за столом. Обычно это происходит в дороге, на природе, на улице - где угодно.А что дальше?
Когда мы сообщили родственникам о переходе на семейное образование, все приняли новость довольно спокойно. Сейчас периодически возникают вопросы: «А что дальше? Когда-то ведь нужно возвращаться в школу».
Если честно, я стараюсь не загадывать. До пятого класса мы точно собираемся оставить семейное образование.
Если Лев захочет вернуться в школу - он вернется, я не буду препятствовать. Другое дело - что он уже вкусил всю прелесть свободной жизни и обгоняет своих одноклассников по программе. Будет ли ему интересно в школе при таком раскладе - вопрос спорный.
Думаю, логичным продолжением в средней школе было бы заочное обучение: все-таки иностранный язык - это то, что нужно практиковать общаясь с другими людьми, а естественные науки немыслимы без опытов и практических работ, с этим школа справится лучше меня.
Не исключено, что у нас появятся репетиторы, если в этом будет необходимость. В общем поживём - увидим.
А пока мы ходим в школу на аттестации раз в четверть. Одни предметы (окружающий мир и чтение, к примеру) он сдает учителю устно тет-а-тет, по другим (математика, русский и французский языки) Лев пишет итоговые контрольные работы вместе с одноклассниками. Есть и другая форма аттестации: например, по физкультуре мы сдаем доклады, а по информатике - рабочую тетрадь на печатной основе с выполненными за отчетный период заданиями. По итогам третьей четверти у Лёвы вышло четыре пятерки и пять четверок, то есть, вопреки мнению завуча, ребенок не стал учиться хуже.
А впереди нас ждет итоговая аттестация за второй класс. К ней мы готовы, и страха или волнения ни у меня, ни у сына нет.
А стоит ли?
Наверное, семейное образование никогда не станет массовым явлением. Да и не требуется от него этого. Всегда будут те, кто мечтает о таком обучении, те, кто его осуждает, и те, кто уже не мыслит жизни в режиме «как у всех».
Я точно знаю, что если есть какие-то опасения, то семейное образование пробовать рано.
Вместе со всеми прелестями у свободы в образовании есть и серьезные сложности. Если в мегаполисах система поставлена на поток, то в небольших городах школы зачастую вообще не знают о том, что такое хоумскулинг. Родителям приходится в лучшем случае проходить весь путь знакомства и погружения в семейное образование в худшем - пробивать лбом стену бюрократии. А всё потому что законодательная база, касающаяся этой части образования, пока оставляет желать лучшего.
Кроме того, семейное образование требует очень серьёзных вложений. И в первую очередь не финансовых (хотя и их тоже), а временных и моральных. Нужно по-новому учиться организовывать день и образовательный процесс. Для родителей это не всегда легко. Но в любом случае все сложности с лихвой компенсирует радость от свободы и чувства полета и творчества, приходящие вместе с семейным образованием.