Характеристика и образ алексея берестова в барышне-крестьянке пушкина сочинение. Главные герои повести «Барышня-крестьянка Характеристика героя алексея из рассказа барышня крестьянка
Алексей Берестов является одним из главных персонажей повести А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
Мать Алексея умерла при родах, и Алексея воспитывал отец, богатый помещик Берестов Иван Петрович. Алексей отучился в университете, и хотел быть военным, но Иван Петрович против такого желания сына, он хотел бы, чтобы Алексей был чиновником.
Алексей – добрый молодой человек, он хорошо воспитан и умен. Ему не нравятся чопорные и самовлюбленные барышни светского общества. Сам он жизнерадостный и веселый, любит посмеяться и порезвиться, поэтому он часто шутит и играет с дворовыми крестьянскими девушками. Они нравятся ему своим крепким здоровьем, ярким румянцем и веселостью. Алексей ведет активный образ жизни, часто ездит на лошади, любит охотиться. Он отказывается быть чиновником, ему не нравится скучная однообразная жизнь, Алексей не хочет корпеть над бумагами.
Приехав в имение к отцу, Алексей встретился в лесу с девушкой, которая назвалась ему Акулиной. Искренний и честный молодой человек влюбился в простую девушку, так как он ценит настоящие человеческие качества. Акулина понравилась ему своей открытостью и сдержанностью, она не кокетничает и не кривляется, как девушки его круга. Он учит Акулину грамоте, занимается ее образованием. Войдя в роль старшего товарища и учителя, он все больше привязывается к своей ученице. В скором времени он уже не мыслит жизни без своей любимой. Он много размышляет о своей будущей жизни, Алексей понимает, что его ждет осуждение высшего сословия, если он женится на простой крестьянке из народа. Но у него сильный характер и твердая воля, молодой человек готов противостоять не только своему отцу, но и всему обществу. Он даже готов объясниться и с отцом Лизаветы, которую прочат ему в жены. Он уверен, что так будет честнее, и решительно отправляется к Муромским, надеясь на благоразумие Лизиного отца.
Когда Берестов понимает, что Лиза – это его любимая Акулина, Алексей просто счастлив, что все так хорошо сложилось. Муромские и Берестовы помирились, всех ожидает счастливое будущее.
Вариант 2
Один из главных героев повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка" появляется на страницах произведения после знакомства читателя с главами враждующих соседских семей, сыном одного из которых он является.
Слухи о молодом человеке, окончившем университет, вернувшемся в имение отца в Тугилово, распространились повсюду, и дошли до милой девушки по имени Лиза Муромская, которая была любимой дочерью своего отца - богатого помещика.
Алексей не желал исполнять желание отца - занимать статскую должность. Его мечты были связаны с военным делом. Внешность Берестова, умение уверенно держаться на лошади, стройный стан подходили для этого занятия.
О привлекательности Алексея ходили разговоры между девушками: "Красавец...румянец во всю щеку". Местные крестьянские девицы удивлялись его веселому нраву, простоте, подвижности. Служанка Лизы с восторгом описывала его поведение во время игры в горелки, странном желании целовать первую попавшуюся девушку. Благодаря увлечению, связанному с охотой, он познакомился в лесу с Лизой, переодетой в крестьянскую одежду.
Молодой человек влюбляется в незнакомку, которая называет себя Акулиной - дочерью кузнеца. Несмотря на свое солидное положение, он без оглядки увлекается девушкой в течение двух месяцев. Он задумывается о жизни и женитьбе на возлюбленной (обычной крестьянке). Алексей до конца остается предан своим чувствам, несмотря на разницу в социальном положении.
Счастье от признания в капризной барышне с набеленным лицом Лизы было безграничным. Так сын помещика, оказавшийся искренним, добрым человеком, послушным сыном, любителем природы и приключений, прошел путь откровения, любви к счастливой семейной жизни. Барышня, лишенная манер, свойственных ее положению в обществе, воспитанию, рассмотрела в нем человека с настоящими чувствами, без светских привычек и лжи.
Образ данного героя помогает раскрыть основную мысль произведения А. С. Пушкина. Благодаря чистой, настоящей любви, Алексей и Лиза смогли справиться с предрассудками, царящими в обществе. Они обошли стороной правила, которым подчинялись все вокруг, позволяя себе полюбить друг друга и остаться вместе.
Сочинение Образ и характеристика Берестова
Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» была издана в 1831 году. Сюжет произведения построен на интриге отношений двух героев: Алексея Берестова и Лизы Муромской.
Алексей, сын богатого и знатного помещика Берестова Ивана Петровича, получил блестящее образование. По окончании учёбы он хотел посвятить свою жизнь военной службе. Но, так как его отец был категорически против этого, Алексей вернулся домой. В деревне Тугилово, где находилась родовая усадьбы Берестовых, особых дел или развлечений для молодого человека не нашлось. Поэтому Алексей пристрастился к охоте.
Всю округу облетела новость, что в усадьбе Тугилово живёт молодой барин. Кроме того, что хорошо образован, он хорош собой. Соседские барышни на выданье потеряли покой. Каждой хотелось заполучить такого жениха. Но Берестов-младший не обращал ни на кого внимания. Однажды утром, в лесу, куда он поехал на охоту, он встретил пригожую девушку-крестьянку. Алексей спас юную красавицу от стаи гончих собак. Молодые люди познакомились и понравились друг другу.
При знакомстве девушка сказала, что она дочь местного кузнеца. Назвалась Акулиной. На самом деле это была дочь соседского помещика Лиза Муромская. Её отец, Григорий Муромский и Берестов-старший давно враждовали. Берестов-младший хотел видеть девушку как можно чаще. Молодые люди встречались часто. Алексей даже стал обучать Акулину-Лизу грамоте. И его умиляло, что девушка такая способная и так быстро обучается. Вскоре они стали вести между собой переписку.
Никто не знает, как долго продолжалось бы такое общение молодых людей и чем оно могло бы закончиться. В один прекрасный день отец Лизы упал с лошади недалеко от имения Берестовых, где ему оказали первую помощь. После этого случая, враждовавшие друг с другом помещики, помирились. И они решили поженить своих детей.
Но Алексей, который без памяти был влюблён в Акулину, не хотел ничего слышать про эту женитьбу. И он, которого раньше сдерживало социальное неравенство между ним и девушкой из низшего сословия, решился на поступок. Герой написал ей письмо, в котором признался в любви и сделал предложение руки и сердца.
Вот так любовь повлияла на Алексея Берестова. Ради настоящего чувства он перешагнул через устои и традиции. Пренебрег условностями и предрассудками.
Вариант 4
Алексей Берестов – это один из важных героев произведения Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка». Композиция повести строится на любовных взаимоотношениях двух главных героев: Алексея Берестова и Лизы Муромской.
Мать Алексея Берестова скончалась при родах, поэтому воспитанием мальчика занимался его отец – влиятельный помещик Берестов Иван Петрович. Алексей закончил университет, и после этого он захотел стать военным. Но у отца на сына оказались совсем другие планы. Он хотел видеть своего сына в роли чиновника. Поэтому против своего желания, Алексей Берестов возвращается домой. Его родовая усадьба находится в деревне Тугилово. Для молодого человека это очень скучное место, поэтому Алексей посвящает все свое свободное время охоте.
Поскольку деревня маленькая, по округе быстро разошлась новость о молодом и богатом барине. Каждая девушка на выданье хотела заполучить такого жениха. Но никакого внимания с его стороны не последовало. Эти же дамы не знали, что Алексею нравятся крепкие и здоровые крестьянские девушки.
Так, однажды утром, в лесу он повстречал восхитительную девушку-крестьянку. Молодой человек спас ее от стаи собак. При знакомстве девушка ему сообщила, что ее зовут Акулина, и она является дочерью кузнеца. Но на самом деле ее звали Лиза, и она была дочерью соседского помещика Муромского. Девушка намеренно солгала, так как их отцы враждовали уже долгое время.
Молодые люди настолько друг другу понравились, что решили видеться постоянно. Алексей стал обучать девушку грамоте. И его, конечно, удивляло, как крестьянская девушка все схватывает налету. Вскоре они стали вести переписку.
Сложно предугадать, как долго бы шло такое общение, если бы не один случай. Одним прекрасным днем отец Лизы рухнул с лошади неподалеку от имения Берестовых. Там ему оказали помощь и предоставили все необходимое. После этого, многолетняя война подошла к концу. И мирным договором было решено заключиться брак между детьми помещиков. Это стало отправной точкой в дальнейшем решении Алексей. Если раньше его еще держали социальные устои, то теперь герой решился на поступок. Он признался своей возлюбленной в любви и предложил руку и сердце.
Кто бы мог подумать, что герой способен перечеркнуть все правила и традиции своего общества и обрести настоящую любовь.
Несколько интересных сочинений
- Характеристика мужика в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил
С детских лет всем знакомы сказки. Они бывают разные, но в любой волшебной истории добро должно одержать победу над злом. Писатель Салтыков-Щедрин обращается к теме сказок, но наполняет их иным смыслом
- Сочинение по картине Лактионова Письмо с фронта (описание)
Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны.
- Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс (описание)
Художнику удалось запечатлеть удивительное мгновение, тем самым, позволил другим людям насладиться натюрмортом десятки лет и всмотреться в него. Ведь мало кто останавливается, что бы посмотреть, в какие тона разукрашено небо
- Сочинение Взаимоотношения отцов и детей (Отцы и дети Тургенева)
- Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка Пушкина Анализ эпизода
А.С.Пушкин в начале своей повести «Капитанская дочка» использовал символический приём – вещий сон. Этим сном автор задаёт тон всему дальнейшему повествованию, предупреждает читателя о грядущих трагических переменах в жизни главного героя.
Поэт, лирик, драматург, воспевающий свободу и братство, обличающий зло, несправедливость и ложь, — именно так воспринимали Пушкина современники. И потому, когда из-под его пера вышли «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», это вызвало недоумение и разочарование в обществе . Даже Белинский посчитал «вести недостойными ни таланта, ни имени Пушкина». Предлагаем краткий пересказ повести «Барышня-крестьянка» — жемчужины цикла.
Вконтакте
Появление повести и ее значение
История создания цикла такова. Год написания — 1830. Автор, от лица которого ведется повествование, Иван Петрович Белкин – лицо вымышленное, якобы, это молодой помещик, одним из хобби которого является сочинительство.
Все пять повестей созданы Пушкиным в разных стилях, к примеру, «Барышня-крестьянка» изложена в направлении «сентиментализм».
Добродушная и простая манера изложения вымышленного персонажа придает убедительную достоверность повествованию. В то же время элементы интриги, неожиданных поворотов и авантюры, привнесенных автором в сюжет, делает «Повести» интересными, но оставляет ясными и понятными.
Важно! Повесть «Барышня-крестьянка» занимает в цикле особое место. Это изящная комедия положений, своеобразная виньетка с маскарадными переодеваниями, происходящими в дворянской усадьбе.
По сюжету «Барышня-крестьянка» схожа с шекспировскими «Ромео и Джульеттой», но с российскими реалиями и счастливым концом.
Главные герои повести
- Иван Петрович Берестов;
- Алексей Берестов, сын Ивана Петровича;
- «настоящий русский барин» Григорий Иванович Муромский;
- Елизавета Муромская, дочь Григория Ивановича.
Монтекки и Капулетти из дворянского сословия
В повести Белкина «Барышня-крестьянка» речь идет о двух дворянских семействах, во главе которых стоят овдовевшие помещики. Трудно найти двух таких непохожих личностей: тугиловский барин Иван Петрович Берестов и прилучинский сосед его Григорий Иванович Муромский. Неприязнь, сродни вражде, разделяет эти две фамилии на манер шекспировских героев.
Берестов Иван Петрович – некогда блестящий гвардейский офицер, ныне вышедший в отставку и ставший добропорядочным состоятельным помещиком, проживает в своем родовом имении в Тугилово. Вдовствует он давно, жена скончалась в родах, оставив на руках мужа грудного маленького сына. Берестов – это крепкий и рачительный хозяин, не признающий новомодных иностранных реорганизаций. Имея в обороте, помимо помещичьих угодий, суконную фабрику, он обладает стабильным доходом и пребывает в достатке.
Полный антипод Берестова Григорий Иванович Муромски й проживает по соседству в селе Прилучино.
Он вобрал в себя все черты истинного русского барина – промотал своё состояние, наделал долгов, и, овдовев, отправился в последнюю незаложенную деревню, где и продолжал легкомысленно и беспечно сумасбродничать, но уже на другой лад.
Новая его прихоть заключалась в англоманстве: он разбил английский сад, обрядил своих конюхов в жокейские ливреи, севооборот и пахоту осуществлял по «аглицкой» методе и даже в гувернантки к дочери выписал с берегов туманного Альбиона истинную англичанку мисс Жаксон.
Впрочем, среди остальных соседей слыл он человеком неглупым, и даже первым предпринял смелый и необычный ход, заложив своё имение в Опекунский совет.
Оба господина с презрением и осуждением относились друг к другу. Берестов поносил Муромского за английское фанфаронство и склонность к расточительству, а его визави в ответ обзывал соседа недалеким провинциалом и русским медведем.
Но сия история противостояний двух дворянских родов была бы не столь интересна читателю, если бы не интрига между молодыми его представителями. Пора с ними познакомиться поближе.
Младое племя Берестовых и Муромских
Потеряв в младенчестве мать, Алексей Берестов сызмальства воспитывался отцо м. Окончив в положенный срок университет, молодой отрок задумал посвятить себя военной службе. Да и, надо признать, военный мундир уж как никому другому пошел бы к его стройному стану. По этой надобности он даже отпустил усы.
Но строгий отец категорически воспротивился его желанию: он видел сына только лишь на статской службе. Однако молодой человек, обожая лихие скачки, охоту и другие развлечения, совершенно не представлял себя за канцелярским столом.
Молодой барин был необыкновенно хорош собой : высокий, румяный, широк в плечах и горделив в осанке – все окрестные барышни сходили по нему с ума.
Он же, напустив на себя маску угрюмого разочарования, вещая об утраченных идеалах и странностях любви, никого не почтил своим вниманием.
Ходили слухи, будто причина нечувствительности барчука кроется в романтической связи с некой барышней, проживающей в Москве.
Лиза Муромская, или Бетси, как называл её батюшка на английский манер, — соседка молодого повесы семнадцати лет от роду. Единственное и потому балованное дитя , Лиза обладала резвым нравом, карие глаза живыми угольками поблескивали на приятном лице. Её бесконечные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье гувернантку, которая умирала со скуки в этой варварской стране.
Своё представление об Алексее девушка могла составить только со слов подруг – молодых барышень, ведь старшие Берестовы и Муромские были в ссоре. Тем паче подогревался интерес молодой девушки к мнимому в грёзах образу. Елизавета мечтает познакомиться с Алексеем, но не знает, как это сделать.
История с переодеваниями или превратности любви
Его Величество Случай приходит на помощь юной барышне. У нее была служанка Настя, годами немногим старше хозяйки, но такая же шалунья и поверенная во всех её сердечных тайнах. Иными словами, горничной отводилась роль дуэньи. Именно ей представилась возможность воочию увидеть молодого барина, попав на именины к поварской жене в Тугилово. Барышня, поджидая служанку из гостей, извелась вся от нетерпения.
Характеристика Алексея, выданная служанкой, повергла барышню в шок. Никакого намека на интересную бледность, скуку и разочарование. «Стройный, красавец, румянец во всю щеку…, а уж какой баловник, так не описать». Играл в горелки с дворовой челядью, так «ещё чего выдумал – как поймает какую девку, и ну целовать», одним словом, «бешеный».
Желание увидеться с веселым малым росло с каждой минутой. У Лизы с Настей созрел превосходный, по их мнению, план
Первая встреча
Девушка решает нарядиться крестьянкой, а так как местный говор ей хорошо знаком, то разоблачение девушке не грозило. Рубашка из толстого полотна и сарафан из синей китайки были скроены и сшиты на следующий же день, а на нежные ножки, не привыкшие к колкой траве, сплели лапоточки. Чудо, как хороша была Лиза Муромская в этом наряд е.
Рано поутру в самом веселом и игривом расположении духа проказница приблизилась к рощице на границе родовых владений.
Здесь, по её разумению, должен был появиться Алексей Берестов. И действительно, вдали послышался собачий лай, гончая вылетела на тропу и напугала Лизу. Вслед за этим показался хозяин собаки и по-французски отозвал пса.
Елизавета не преминула воспользоваться обстоятельствам и. Алексей Берестов, плененный молодой крестьянкой, решил её проводить.
По дороге он, чтобы уравнять их на социальной ступени, представился слугой тугиловского барина, но девушка тотчас же опровергла его слова. Сама же она назвалась дочерью местного кузнеца Акулиной.
Внимание! По мотивам повести Пушкина режиссер Алексей Сахаров снял одноименный фильм-комедию (1995 год), построенную на мистификации с последующим разоблачением героини. Также существует театральная постановка и даже мюзикл.
С каждой минутой Акулина всё больше и больше нравилась юноше, и он взял с неё честное слово, что назавтра их встреча повторится. Барышня, боясь, что в случае её отсутствия Берестов явится в кузню, пообещала прийти на свидание.
Веселое приключение превращается в большое чувство
Уже спустя несколько часов барышня, полная раскаянья , решает прекратить встречи с молодым человеком, но лишь боязнь поисков настоящей Акулины удерживает её от этого шага. Как дальше развиваются события:
- Алексей, полный грёз о черноглазой поселянке, с нетерпеньем ждет следующего утра.
- На следующий день при встрече Лиза высказывает мысль о бесперспективности их знакомства и о легкомысленности её поступка (разумеется, на крестьянском диалекте).
- Алексей, очарованный девушкой, уверяет её в невинности своих помыслов и обещает впредь не искать с ней встреч без её ведома.
- Два месяца пролетели незаметно. Молодые люди поняли, что влюблены друг в друга, им было хорошо вместе.
- Елизавета и Алексей мало задумывались о будущем и жили настоящим.
Непредвиденное обстоятельство
Между тем, случилось происшествие, чуть не разрушившее идиллию молодых. Осенним холодным утром отец Лизы выехал на прогулку и нежданно наткнулся на охотившегося Ивана Петровича Берестова.
Встречи уже было не избежать, но тут лошадь Муромского понесла, а затем и сбросила седока . Была повреждена нога, и Берестов, соблюдая правила гостеприимства, пригласил Муромского к себе.
За завтраком соседи разговорились и с удивлением заметили множество общих тем и схожесть вкусов. Все распри были забыты, Григорий Иванович заботливо был усажен в дрожки, и, взяв на прощание слово, быть в Прилучино назавтра к обеду, отбыл восвояси.
Лиза, узнав о предстоящем рандеву, впала в отчаянье . Боязнь разоблачения, с одной стороны, и желание посмотреть, как будет вести себя её возлюбленный в других обстоятельствах, причудливо переплелись между собой. На помощь опять пришел испробованный метод.
На следующий день Берестовы подъехали к обеду. Алексей, сердце которого хоть и было несвободно, всё же хотел посмотреть на красотку, о которой был наслышан. И кого же он увидел? В комнату вплыла набеленая и насурьмленая жеманница, одетая в нелепый наряд а-ля Помпадур. Где же было признать Алексею в этой кокетке свою простосердечную Акулину.
Затея юной проказницы удалась. Отец лишь добродушно посмеялся над очередной забавой дочер и. Мисс Жаксон восприняла эту выходку, как насмешку над собой, ибо белила и сурьма были взяты без спросу из её комнаты. Но барышня, уверив гувернантку в невинности шутки, была прощена.
Благополучное разрешение запутанной ситуации
На следующий день молодой человек расписал Акулине подробности встречи с жеманной красавицей в таких смешных выражениях, что Лиза смеялась от души .
Но всё же она посетовала на свою безграмотность, и Алексей Берестов тотчас же загорелся желанием обучить её буквам.
Каково же было удивление юноши, когда его милая пастушка спустя короткое время старательно выводила целые слова и читала по слогам. Они начали переписываться.
Но тут новые тучи сгустились над влюбленными. Родители наших молодых к тому времени подружились и прониклись друг к другу такой симпатией, что решили поженить своих детей. Иван Петрович призвал к себе сына и объявил ему о принятом решении. Алексей встречает это предложение с душевным содроганием и решительно отказывается от него , чем приводит в ярость своего отца, который обещает лишить сына наследства.
В смятении молодой человек пишет письмо своей ненаглядной, в котором обрисовывает всю безнадежность ситуации и призывает душку Акулину бежать с ним и жить праведными трудами.
Призвав всё своё мужество, молодой Берестов едет в Прилучино для решительного объяснения . Но Муромского не оказывается дома, и Берестов намеревается потолковать с его дочерью. Он входит в комнату – и что же видит: Акулина, любимая Акулина, сидела в белом утреннем наряде и читала его письмо.
Важно! Традиция с переодеванием в простую крестьянскую одежду жива и по сей день. В 1992 году молодая женщина из Екатеринбурга вместе с подругой открыла магазин православной одежды под названием «Барышня-крестьянка». Сейчас три магазина проекта открыты в Москве, Питере и Екатеринбурге.
Барышня-крестьянка Пушкина — анализ романа
Развязка более, чем ясна
Так чему же учит легкая, с элементами юмора история Лизы и Алексея из «Барышни-крестьянки»? Основная идея произведения заключена в том, что главные ценности человека составляют не статус и сословие, а ум, честь, доброта, искренность и простота.
Анализ сюжета повести "Барышня-крестьянка". Характеристика героев повести. Общий анализ произведения.Завязка сюжета пушкинской повести «Барышня-крестьянка»
схожа с фабулой известной шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта». Главные герои обоих произведений любят друг друга и хотят быть вместе, несмотря на то, что их отцы враждуют между собой. Между тем, в отличие от шекспировских персонажей герои Пушкина успешно преодолевают все коллизии, и в итоге для них все завершается благополучно.
Сюжетообразующей линией повести является тема любви. Сын помещика Берестова Алексей, познакомившись с Лизой - дочерью живущего по соседству помещика Муромского, вскоре стал в нее «страстно влюблен»:
«Заклинал ее не лишать его одной отрады: видаться с нею наедине, хотя бы через день, хотя бы дважды в неделю», - не может молодой человек жить без девушки, поскольку «был уже влюблен без памяти».
Да и сама девушка, ответив молодому человеку взаимностью, «была не равнодушнее». Любовь побуждает обоих к частым встречам и вскоре приводит их к мысли о женитьбе.
Между тем отцы молодых людей недолюбливают друг друга. Так, Муромский «не ладил» с Берестовым и «поминутно находил случай его критиковать». В свою очередь, «ненависть к нововведениям была отличительная черта» Берестова, осуждавшего идеи «англомана» Муромского. Не любящий критику Муромский в ответ «бесился и прозвал своего зоила медведем и провинциалом». На этой почве между помещиками разгорелся конфликт.
Героям повести свойственно радушно принимать гостей. Так, Муромский радушно принимает в своем доме соседей, даже когда в качестве гостя выступает его давний соперник Берестов:
«Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее».
Дочь Муромского Лиза также решается принять нежданных гостей, однако в том случае, что отец примет ее условия:
«Я приму их, если это вам угодно, только с уговором: как бы я перед ними не явилась, что бы я ни сделала, вы бранить меня не будете», - соглашается девушка с предложением отца.
Однако помимо стремления к принятию, героев охватывает и противоположное стремление - к отвержению. К примеру, Берестов грозит отвергнуть сына, если тот не примет его волю:
«Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение... продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю».
Однако Алексей отвергает предложение отца:
«Я не хочу жениться и не женюсь», - упорствует молодой человек.
Немало внимания в повести уделяется вопросам принадлежности персонажам чего-либо или кого-либо. Например, Берестову принадлежит немалое имущество:
«Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы», - расширил свои владения помещик.
Для сравнения, дворовая девушка Настя подчеркивает свою принадлежность одной лишь своей хозяйке Лизе:
«Я ваша, а не папенькина», - заявляет девушка дочери Муромского.
При этом Настя обособляется от вражды между помещиками.
«А нам какое дело до господ! ... Старики пускай себе дерутся, коли им весело», - сторонится девушка господской ссоры.
Равным образом Лиза, познакомившись с Алексеем, поначалу держится обособленно:
«Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид», - принимает девушка недоступный вид.
В повести нередко отмечается идентичность поведения героев. Так, Алексей и Лиза испытывают идентичные чувства друг к другу - «возрастающую взаимную склонность».
«Нарядившись крестьянкою», Лиза стремится выглядеть идентично обычной поселянке:
«Она повторила свою роль, ... говорила на крестьянском наречии», -ведет себя героиня подобно крестьянке.
В то же время ряд героев повести нередко держится отчужденно от прочих людей. Такова, например, «чопорная» англичанка мисс Жаксон, которая, по ее словам, «умирала со скуки в этой варварской России» с чуждыми ей культурными традициями.
В то время как «англоман» Муромский даже «поля свои обрабатывал... по английской методе», Берестов нарочито держится «по-русски», избегая всего чуждого народным традициям:
«На чужой манер хлеб русский не родится», - отмечается в повести.
Таким образом, персонажам повести присущи стремления к принадлежности, принятию, идентичности и любви. Названные потребности относятся к консолидирующему типу.
Между тем герои проявляют и противоположные склонности: к обособленности, отвержению, отчужденности, конфликтам.
Заметим, что персонажей отличает не только определенный набор стремлений, но и способы удовлетворения своих желаний. Героев также отличает степень совладания с собой.
Ощутив любовь к Лизе после первого же свидания, Алексей настолько поглощен страстью, что хочет вновь увидеть ее:
«Алексей был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы преследовал его воображение», - преследует молодого человека образ девушки.
Алексей не знает, что в образе крестьянки Акулины имеет дело с Лизой, а потому отказывается жениться на дочери Муромского. Между тем отец Алексея, не догадываясь о чувствах сына, требует, чтобы тот оставил свое упрямство и женился на Лизе:
«Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться», - грозит Берестов оставить сына без наследства.
Принимая Лизу за неграмотную поселянку, Алексей намерен применить полученные им в университете навыки для образования девушки, а потому берет ее под свою опеку:
«Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте», - готов молодой человек наставлять Акулину.
Молодому человеку приятно опекать девушку:
«Я провожу тебя, если ты боишься», - заботится Алексей о Лизе.
Между тем сам Алексей не всегда самостоятелен в принятии решений:
«Мой долг вам повиноваться», - признает молодой человек свою зависимость от отца.
Алексей, по выражению дворовой девушки Насти, «за девушками любит гоняться». Действительно, уже на первом свидании, расположившись к Лизе, переодетой простой крестьянкой, он невольно удерживает девушку:
«Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее», а при прощании «удержал ее за руку».
Лиза, стремясь отделаться от возможных притязаний молодого барина, именует себя Акулиной, дочерью кузнеца:
«Акулиной, - отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, - да пусти ж, барин; мне и домой пора».
По ходу повествования упоминается, что облик и манеры светских дам настолько идентичны, что они выглядят обезличенно:
«Навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы», - царит единообразие в высшем обществе.
Вместе с тем ряд персонажей выделяется среди прочих особенностью своего облика. К примеру, по ходу повествования отмечается «особенность характера» уездных барышень, подчеркивающая «самобытность» их натуры. Равным образом Алексей, получивший университетское образование, выделяется необычными манерами в простой деревенской среде, а потому воспринимается местными барышнями как особенный человек:
«Носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии».
Проведенный анализ характеров персонажей
повести «Барышня-крестьянка» показывает, что героям присущи потребности консолидирующего типа. Персонажи различаются как видами устремлений, так и способами удовлетворения своих желаний, сопряженными с чертами характера.
В произведении подчеркиваются вопросы принадлежности чего-либо кому-либо. Всем персонажам, так или иначе, что-то принадлежит. При этом некоторые персонажи стремятся опекать других, тем самым лишая их самостоятельности. Подчас герои держатся обособленно, подчеркивая свою независимость.
Многих персонажей отличает принятие других людей. Вместе с тем герои отвергают в других то, что им приходится не по нраву. Подчас персонажи хотят удержать кого-либо возле себя, что вызывает у других противоположную реакцию - стремление отделаться от навязчивого обхождения.
В произведении неоднократно отмечается идентичность поведения некоторых героев, вплоть до их обезличивания. Вместе с тем подчеркивается и особенность характера ряда персонажей. При этом проявление народной самобытности противопоставляется модным заграничным веяниям как чуждому образу жизни.
Сюжетообразующая линия произведения основана на соотнесении противоположных тем: любви и конфликта. Главного героя всецело поглощают чувства к героине. При этом обстоятельства вынуждают героя, как тому кажется, оставить свои намерения жениться по любви. Между тем в итоге все возникшие между персонажами противоречия благополучно разрешаются.
Анализ персонажей характеристика сюжета повести Барышня-крестьянка.
Главные герои «Барышня крестьянка» Пушкина живут во времена дворянства XIX века и вынуждены соблюдать устои общества.
Главные герои рассказа «Барышня крестьянка»
- Иван Петрович Берестов,
- его сын Алексей — сын Ивана Берестова,
- Григорий Иванович Муромский — сосед помещик, помещик-англоман, «настоящий русский барин»
- Лиза — дочь Муромского.
Лиза Муромцева — дочь богатого помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея.
«Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя».
Девочку воспитывал отец, ему помогала няня англичанка мисс Жаксон. Лиза была романтичной натурой, но была очень сообразительная. Чтобы познакомиться с сыном помещика Ивана Петровича Берестова, Лиза представилась дочерью кузнеца — Акулиной. Они гуляли, он ее учил и был восхищен ее умом. Лиза, которая представилась крестьянкой, очаровала Алексея так как была умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.
Когда отец пригласил Берестовых на ужин, Лиза испугалась, но придумала выход из сложившейся ситуации. Она нарядилась и изрядно набелила себе лицо, поэтому Алексей не узнал ее. Правду он узнал, когда их отцы решили их поженить. Алексей пришел к Муромцевым объяснить, что любит дочь кузнеца Акулина, а на Лизе жениться не может. Узнав, что Лиза и есть та самая Акулина он очень удивился и обрадовался.
Алексей Берестов — в оспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами. Он понравился Лизе так как был искренен и не гордился своим происхождением и богатством.
«Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)»
«Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…»
«…такой добрый, такой веселый»
Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу. Он разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин. Берестов гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, но думает только о выгоде.
« В молодости своей служил он в гвардии , вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке , которая умерла в родах , в то время как он находился в отъезжем поле.
Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику , утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке…»
Григорий Иванович Муромский — «это был настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени 19 века. Он в сё время вводил что-то новое, но был хорошим отцом. Но Муромский живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство.
«Этот был настоящий русский барин . Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев , уехал он в последнюю свою деревню , где продолжал п роказничать , но уже в новом роде.
Развел он английский сад , на который тратил почти все остальные доходы.
У дочери его была мадам англичанка . Поля свои обрабатывал он по английской методе и несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы Григорья Ивановича не прибавлялись ; он и в деревне находил способ входить в новые долги ; со всем тем почитался человеком не глупым …»
Повесть «Барышня-Крестьянка» входит в цикл известных пушкинских «Повестей Белкина», созданных писателем в Болдинский период. Задуманные Пушкиным в 1829 году, они вышли отдельным сборником. Болдинская осень (1830 г.) стала одним из самых плодотворных периодов в творчестве писателя. «Барышня-Крестьянка» – книга, завершающая цикл из пяти коротких историй.
Многие исследователи считают, что сюжет повести во многом повторяет другое известное произведение, написанное пушкинским современником – Н. М. Карамзиным. «Бедная Лиза» — одно из первых произведений сентиментализма в русской литературе. Написанная в 1792 году, повесть вызвала споры в литературных и общественных кругах. Трагическая история любви крестьянки Лизы к молодому дворянину Эрасту была восторженно встречена читателями и позже неоднократно интерпретировалась другими авторами.
Однако многие сюжеты пушкинского цикла перекочевывали на страницы книги из жизни. Воспоминания и житейские истории, услышанные и подмеченные писателем, легли в основу «Выстрела», «Метели» и других повестей. Но «Барышня-Крестьянка» в большей степени связна с преломлением в сознании Пушкина существовавших литературных традиций, которые писатель видоизменил, согласно своему авторскому замыслу.
Жанр, направление
«Повести Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, увидевшее свет ещё при жизни автора. Пять новелл из уст вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина, записывавшего истории, услышанные им от разных людей, формально представляют собой отдельные сюжеты, но внутренне связанные, образующие единое целое. Каждая повесть идейно дополняет другую, усиливая влияние каждой последующей.
«Повести Белкина» — яркий образец реалистической прозы. От лица условного рассказчика Пушкин делится с читателем чередой невыдуманных историй, персонажи которых лишены статичности, они жизненны и правдоподобны. Не случайно в предисловии отмечен факт необразованности Белкина, его непричастности к литературному творчеству. Такой подход убеждает читателя в достоверности изображаемых событий. Устаревшие, плотно укоренившиеся в литературе романтические ситуации и характеры проигрывают очевидной простоте и незатейливости пушкинских сюжетов, герои которых помещены в необычные, но вполне вероятные жизненные обстоятельства, которые по-настоящему отражают жизнь.
«Барышня-Крестьянка» — повесть, несколько отличная от остальных, поскольку в ней больше озорного и комического. Отвергая романтический шаблон с его трагической концовкой, Пушкин разрешает любовную коллизию счастливо, словно предлагая свою версию традиционного в литературе сюжета о неравной любви. В отличие от истории бедной Лизы, социальные барьеры между любящими сердцами Лизы и Алексея разрушены, что создает простор для счастливой, хоть и заведомо обывательской жизни героев.
Смысл названия
Название повести тесно связано с её сюжетом. Под Барышней-Крестьянкой подразумевается главная героиня повести – Лизавета Григорьевна, дочь уездного помещика Муромского.
Переодевшись крестьянкой, Лиза выдает себя за дочь местного кузнеца. Таким образом, деревенская девушка Акулина, встреченная Алексеем Берестовым в лесу, и барышня Лиза – одно и то же действующее лицо.
Суть
Основные события повести разворачиваются вокруг двух дворянских семей – Берестовых и Муромских, живущих по соседству. Отцы семейств не ладят между собой, поскольку консервативный Берестов осуждает англоманию своего соседа. Дочь Муромского, Лиза хочет познакомиться с Алексеем Берестовым, но ссора отцов создает препятствие к встрече.
Переодевшись крестьянкой, Лиза встречает Алексея в лесу и представляется Акулиной, дочерью деревенского кузнеца. Воодушевленный знакомством Алексей учит необразованную девушку грамоте, удивляясь быстроте, с которой та учится. Тем временем Берестов-отец во время охоты не справляется с лошадью и случайно попадает в дом к Муромским. В результате отцы обстоятельно знакомятся и мирятся.
Отец Лизы приглашает Берестова с сыном к себе. Лизе удается избежать разоблачения. Она выходит к ужину, переодевшись в нелепую одежду, накрашенная и набеленная. Алексей не узнает её. Отцы, успевшие за недолгий срок крепко сдружиться, решают поженить детей. Алексей твердо намерен пойти против воли отца и в тайне жениться на Акулине. Он идет в дом Муромских и узнает в барышне Лизе свою Акулину. Таков сюжет повести.
Главные герои и их характеристика
- Лиза Муромская – главная героиня повести, дочь помещика Григория Ивановича Муромского, красивая и жизнерадостная девушка. Шутливая и легкомысленная, она, с одной стороны, способна на шалость, с другой – на смелый и решительный поступок. «Она была единственное и следственно балованное дитя». Получив хорошее образование, девушка прекрасно разбирается в музыке и искусствах, изучает языки, но в глубине души Лиза – романтически скроенная натура. Она верит в любовь, поэтому питает неподдельный интерес к Алексею Берестову, который, по слухам, сосредоточил в себе целый набор подлинно романтических качеств. Переодевшись крестьянкой, Лиза проявляет чудеса фантазии, и долгое время выдает себя за необразованную дочь кузнеца. Смешливый и легкий характер сочетается в ней с удивительной способностью любить. Она лишена чопорности и надменности, поэтому в образе крестьянской девушки Лиза органична настолько, что Алексей не уличает её во лжи. Естественность её поведения, острый ум и поразительная красота – всё в целом привлекает героя.
- Алексей Берестов – сын Берестова, после университета приехавший в деревню к отцу. Он мечтает стать военным, что вполне соответствует его внешнему виду: высокий, статный, привлекательный юноша становится главным поводом для сплетен среди уездных девиц. «Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались». Сам Алексей напускает на себя ещё больший ореол таинственности, являясь перед девушками мрачным и разочарованным, говорит им «об утраченных радостях и об увядшей своей юности» и вообще проявляет себя как опытный ловелас. Но, в целом, Алексей – простой и хороший человек, честный и добрый. Влюбившись в крестьянку Акулину, герой искренен в своих чувствах настолько, что готов взять её в жены против воли отца.
Темы и проблемы
- Основная тема повести , конечно, любовная. Любовь становится основной движущей силой развития действия. Перед взаимной склонностью героев меркнут все внешние обстоятельства.
- Юмор. Кроме того, в «Барышне-Крестьянке» читатель обнаружит и очевидный комизм ситуации. Но юмор повести добрый и светлый, заставляющий улыбнуться счастливой абсурдности происходящих событий, в центре которых оказываются герои. Например, Пушкин весьма иронично рисует и образ Муромского в его стремлении строить быт на английский манерах. Англомания – тоже своеобразное проявление стереотипности дворянской жизни.
- Проблематика «Барышни-Крестьянки» тесно связана и с отрицанием предрассудков общества, в данном случае уездного. Стереотипы и условности среды проявляются и в жизни героев: дворянский статус обязывает их вести ту жизнь, которая им не по душе, вступать в брак против собственной воли.
- Конфликт . Для того чтобы быть по-настоящему искренними, герои вынуждены постоянно вступать в борьбу с тем укладом жизни, который царит вокруг. Сами герои, Лиза и Алексей – персонажи весьма тривиальные, их не миновал отпечаток пошлости уездной жизни, однако они оба способны на смелые и решительные поступки во имя любви, что бесспорно заслуживает уважения.
Главная мысль
Основная идея повести – в стремлении человека быть выше предрассудков, отстаивая свое право на счастье. Достаточно переступить через условности, чтобы стать счастливым. Судьба героев по счастливой случайности сложилась благополучно, а конец ознаменован торжеством вечных ценностей: любви, семьи и дружбы.
Повесть заставляет поверить читателя в искренность настоящего чувства, которое преодолевает все преграды. Перед любовью меркнут все внешние обстоятельства. Смысл, заложенный А. С. Пушкиным, заключается в утверждении вечных ценностей и в критике сословных предрассудков. Именно социальные барьеры препятствуют счастью.
Чему учит?
А. С. Пушкин заложил в повести определенную мораль. Человеку необходимо оставаться самим собой, а не примирять на себя маски, которые навязывает общество. Только тогда люди начнут ценить не социальное положение, не уровень достатка, а саму личность. Так и произошло с главными героями, которые выбирали друг друга, а не навешанные на них ярлыки.
Вывод автора прост: людям необходимо равенство, чтобы лучше узнать друг друга. Очевидно, что все конфликты происходят от незнания, ведь даже соседи могут годами не общаться друг с другом, а значит, и не знать истинного положения вещей. Только после нормального человеческого разговора отцы помирились, осознав, как глупо было осуждать того, кого ты даже не знаешь. А их дети доказали, что крестьянам и дворянам тоже не хватает равного общения. Только беседа может сплотить их, уничтожить все недомолвки и взаимные обиды. Но людям не хватает мужества отринуть социальные ярлыки, которые препятствуют объединению. Таким образом, автор осуждает социальное неравенство в России, которое делит единый народ на элиту и холопов. В его рассуждениях слышится протест против крепостного права.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!