Основные функции психолога. Что такое психология и психотерапия? Формы и методы психологической помощи
Исследовательская или экспертная функция . Практический психолог в организации привлекается в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах поведения членов коллектива в сложной системе внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются именно конкретные ситуации, с использованием современных методологических методов психологии. Обычно на основании этих исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются их результаты и даются рекомендации решения проблем.
Насколько сведения такого отчета достоверны? Следует ли руководителю прибегать к рекомендациям психолога? Несомненно, такое заключение основывается на современных представлениях науки в области организационной психологии. А как мы уже неоднократно упоминали на страницах сайта, психология, благодаря контролю ее результатов методами математической статистики, наука довольно точная. Но в тоже время, психолог не может гарантировать, что те шаги, которые примет руководство, основываясь на его исследованиях и заключении будут иметь исключительно положительный эффект. Главная задача экспертной оценки ситуации специалистом - не убедить руководителя, который заказал исследование, действовать строго определенным образом, а учесть анализ ситуации при принятии решения.
Функция консультирования . Психолог-консультант дает рекомендации по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива. Это касается всех этапов пути, который человек проходит в организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в области управления персоналом, мотивации труда, психологического климата в организации, развивает групповую сплоченность и борется с конфликтами в коллективе.
Здесь главное преимущество консультанта со стороны – независимость суждения. Позиция нейтралитета – это залог объективной оценки и непредвзятых выводов. В данном случае могут привлекаться как универсальные психологи, так и те, которые специализируются на конкретных проблемах.
Организационная функция . Которая, по сути, объединяет и дополняет в себе две первых. В ней психолог практик в организации выступает в роли педагога, который передает свои знания в области психологии ученикам – работникам организации, чтобы они в полной мере использовали все наработки современной психологии в своей повседневной работе, повышая ее эффективность.
15 Понятие о кадровой политике Основные функции кадровой политики: кадровое планирование; подбор персонала; адаптация; мотивация; оценка персонала; планирование и организация обучения
Кадровая политика - это вытекающий из миссии и стратегии фирмы комплекс работ с целью формирования и эффективного использования мотивированного и высокопроизводительного персонала, способного адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды.
Кадровая политика выполняет следующие функции:
1) занятость (анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижения по службе, отпуск, увольнение);
2) обучение (проверка новых сотрудников, практическое обучение, непрерывное развитие персонала);
3) оплата труда (льготные схемы, оплаты, стимулирование труда);
4) трудовые отношения (установление более эффективного стиля руководства, отношения с профсоюзами);
5) благосостояние (пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание, спорт и общественная деятельность, помощь в решении личных проблем)
Планирование персонала (кадровое планирование, планирование рабочего состава предприятия) определяется как:
- процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятого на определенные должности в конкретные временные рамки.
- целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации с целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями работников и предъявляемыми требованиями.
- целенаправленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности в персонале, контролю над его использованием.
Подбор персонала или рекрутинг - это бизнес-процесс, являющийся одной из основных обязанностей HR-менеджеров или рекрутеров. Также подбор персонала - основная услуга, предлагаемая кадровыми агентствами и специализированными интернет-сайтами по поиску персонала.
Подбор персонала – услуга, предоставляемая кадровыми агентствами. Подбор персонала включает в себя сбор резюме, проведение собеседований, оценку потенциальных сотрудников. До собеседования у клиента-работодателя доходят лишь те соискатели, кто имеет больше всех шансов быть устроенным на эту должность. Средняя стоимость этой услуги – полторы заработной платы будущего работника.
Подбор персонала - установление идентичности характеристик работника и требований организации, должности. Подбор персонала может осуществляться в виде набора, выдвижения или ротации.
Рекрутмент – это эффективный способ подбора персонала на вакансии квалифицированных специалистов или менеджеров среднего звена, позволяющий оптимизировать критерий «качество/затраты».
Проблема правит человеком. Один ищет хорошую работу, другой - хорошего работника. Когда соискатель получает нужное место, работодатель совсем не обязательно получает нужного сотрудника. Руководитель берет на себя риск неудачного подбора персонала. И потому можно понять все его опасения и привередливость в заявке вакансии и собеседовании с претендентом. Зачастую опасность неверного выбора заложена в самом способе поиска сотрудника и приема на работу.
В результате опроса, проведенного среди руководителей частных предприятий, с числом постоянного персонала от 5 до 30 сотрудников, выявилось шесть наиболее распространенных способов подбора специалистов. Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы. И в разных ситуациях его роль может изменяться от "наиболее эффективного" до "абсолютно неприемлемого".
Правильный способ уменьшит риск неудачи и снизит неизбежные расходы работодателя на подбор и подготовку нового специалиста, а соискатель получит лучшие шансы найти достойную работу.
Трудовая адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха
Мотивация персонала – это искусство. Для качественной мотивации важно осознавать ожидания ваших сотрудников. Это искусство понимать ваш персонал. Помощь работникам в достижении их целей обернется для вас фантастической продуктивностью - это и есть главная цель мотивации. Добиться максимальной продуктивности. Об этом пойдет речь в нашей статье. Но, сперва, стоит рассмотреть понятие, противоположное мотивации, чтобы никогда, извините, не наступать на эти грабли.
Оценка персонала дает возможность определить пробелы в работе каждого сотрудника и предусмотреть меры по их устранению, планирование профессионального развития и карьеры. Оценка сотрудников выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет тщательно подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру, принятие решений о вознаграждении, продвижении, увольнении. Основной вопрос любой оценки - установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на три следующие группы:
Результативность труда;
Профессиональное поведение;
Личностные качества.
Планирование и организация обучения
3.1. Менеджер по персоналу отвечает за планирование, организацию и контроль процесса обучения.
3.2. При планировании годового бюджета на обучение 80% бюджетных средств на обучение персонала выделяется на плановое обучение, 20% - на внеплановое обучение по производственной необходимости.
3.3. План и бюджет на обучение сроком на год создается менеджером по персоналу. Совместно с планом бюджет утверждается директором Компании. План и бюджет на обучение на следующий год формируются в конце текущего года (в декабре) и утверждаются в январе следующего.
3.4. Для организации планового обучения менеджер по персоналу совместно с руководителями структурных подразделений по итогам ежегодной оценки персонала и задач, стоящих перед подразделениями на планируемый год, разрабатывает программы обучения и программы повышения квалификации в рамках плана обучения на отчетный период. Программа содержит информацию по:
· составу обучающихся сотрудников;
· целям и задачам обучения;
· периодичности и продолжительности обучения;
· стоимости обучения (точной или приблизительной).
3.5. Организация внепланового обучения (по производственной необходимости) осуществляется следующим образом:
3.5.1. Определение потребности в обучении по производственной необходимости и направление на данное обучение сотрудника осуществляет руководитель подразделения.
3.5.2. При направлении сотрудника на обучение руководитель должен исходить из производственной необходимости обучения, включающей:
· перевод на другую должность (ротация);
· расширение функциональных обязанностей;
· повышение квалификации в связи с недостаточными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.
3.5.3. Направление сотрудников Компании на внеплановое обучение (по производственной необходимости) организовывает менеджер по персоналу на основании утвержденной заявки руководителя подразделения, подаваемой не позднее, чем за месяц до предполагаемого обучения.
3.5.4. Сотрудник может быть направлен на внешнее обучение по инициативе руководителя не ранее, чем по прошествии 6 месяцев работы в компании. В отдельных случаях (по решению руководителя) - после успешного прохождения испытательного срока.
Социальное и научное значение психологической диагностики в
значительной степени определяется широтой спектра ее взаимодействия с
психологическими дисциплинами и с реальными жизненными ситуациями.
В связи с этим психологу-диагносту в своей практической деятельности
при решении многих психодиагностических проблем приходится
реализовывать разнообразные функции. К ведущим профессиональным
функциям психолога-диагноста относятся:
научно-методическая. Психолог-диагност должен владеть
современными теоретическими знаниями в области психологии человека,
психологии личности, психологии развития, социальной и возрастной
психологии, специальной психологии и т. п. Ему необходимы также знания
существующих психологических направлений и школ, общих теоретико-
методологических, методических и этических принципов психологического
и психодиагностического исследования. Для этого психолог-диагност ведет
постоянную методическую работу по определению диагностических и
прогностических возможностей инструментария, собирает сведения о
появлении и апробации нового поколения методик;
диагностическая. Психолог-диагност организует и проводит
психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными
целями, задачами и гипотезой. Он анализирует и интерпретирует
полученный диагностический материал, составляет психологическое
заключение и подготавливает рекомендации;
консультационная. Полученные в ходе психодиагностики
результаты с соблюдением всех правил этики психолог доводит или до
самого обследуемого, или до лиц, заинтересованных в них (родителей,
учителей, опекунов, заказчиков и др.). Цель «обратной связи» в
психодиагностике - определение оптимальных психологических
условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения
психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон,
ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и
межличностных конфликтов. В ходе консультирования определяются фор-
мы психологической помощи, ее длительность, возможные результаты.
Психодиагностическое консультирование - обязательный элемент
психодиагностического исследования при определении профессиональной
пригодности, профессиональных и карьерных ориентации;
прогностическая. Полученные в исследовании результаты
психолог-диагност использует для прогнозирования направленности
индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного
хода;
просветительская. Полученные в диагностическом исследовании
результаты могут использоваться психологом в работе с широкими
слоями населения, специалистами смежных с психологией областей,
особенно с лицами, которые участвуют в образовательном и воспи-
тательном процессе или оказывают социальную поддержку. Цель
подобной работы заключается в формировании общей психологической
культуры населения за счет развития представлений о психологии
человека, его поведении в критических ситуациях, переживаниях;
экспертная. Диагност участвует в организации и проведении
психодиагностических исследований, направленных на определение
эффективности индивидуальных формирующих, развивающих,
коррекционных программ, на разработку диагностических методик.
Экспертная функция предполагает также выявление ограничений
использования представленных на психодиагностическую экспертизу
разработок и аппаратуры.
Психология в переводе с греческого означает "наука о человеческой душе", а поэтому изучает деятельность человека с психологической точки зрения. Психолог - человек, имеющий высшее психологическое образование, основной работой которого является помочь другому человеку разобраться в себе и решить свои проблемы самостоятельно. В наш век психология весьма востребована. Этот предмет включен в обучающую программу ВУЗов, а также, многие пользуются услугами психологов для решения своих личностных проблем. В результате чего сложились противоречивые мнения, как о самой науке, так и о работе психологов. Рассмотрим некоторые из них.
Психолог, психиатр, психотерапевт - термины, обозначающие одно и то же.
Да, эти термины созвучны, но разница все же есть.
Психолог - специалист, получивший образование в сфере психологии. Поскольку психологическое образование - не медицинское, психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Его функция - психологические консультации, помогающие здоровым людям разобраться в сложных жизненных ситуациях (например, трудности в общении, взаимоотношениях в семье, принятии решений, при стрессах различного рода).
Психиатр - это человек, получивший медицинское образование и специализирующийся в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Его пациенты - люди, имеющие серьёзные отклонения в психике (например, маниакально-депрессивный психоз). Для лечения психиатр использует медикаменты и различные виды психотерапии.
Психотерапевт - специалист, чаще всего для оказания помощи использующий нефармакологические методы. Обычно такой специалист владеет одним из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии). Для лечения психотерапевт использует определённые психотехники (рациональная психотерапия, психодрама, эриксоновский транс, NLP, трансперсональная психотерапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез), помогающие решить проблему клиента.
Психологи всегда навязывают свое мнение. Это не совсем так. На самом деле, психолог, выслушав человека, старается найти для него наиболее оптимальное решение проблемы, помогает избавиться от старых прототипов и "открывает глаза" на новые перспективы. А человек уже сам должен решить, как именно ему поступить в той или иной ситуации.
Психологи никогда не ошибаются. С этим можно поспорить. Психолог - это такой же человек, как и все остальные люди, а поэтому ему свойственно ошибаться. Единственное, что свойственно психологам - это сохранять спокойствие в любой непредвиденной обстановке, а поэтому им не присуще нервничать и испытывать эмоциональный негатив.
Психолог всегда знает, как помочь. Это далеко не так. В обязанности психолога не входит решать проблему за самого человека. Единственное, чем он может помочь, так это выслушать и помочь разобраться в своих чувствах. Психолог - это, грубо говоря, "жилетка", в которую можно поплакаться. Ведь человеку иногда достаточно просто выговориться - и ему делается значительно лучше.
Психолог с первого взгляда может понять, "чем человек дышит". Это не совсем так. Действительно, психолог способен прогонозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации. Может определить характер и темперамент человека, однако для этого ему потребуется некоторое время пообщаться с клиентом, возможно, предложить ему пройти ряд тестов, по результатам которых специалист может сделать определенные выводы о направленности личности клиента.
Каждый психолог знаком с магией. Полный абсурд. Психолог и маг - это совершенно разные понятия. Маг - это человек, который не афиширует свое занятие, как правило, учиться магии тайно, и ничего не сможет сделать без своих заклинаний и подручных средств. Психолог же в своей работе применяет только знания, полученные им в профессиональном учебном заведении.
К психологам обращаются лишь слабаки! На самом деле так думают те, кто как раз очень нуждается в душевной помощи. Такие люди ни за что не признаются, что им тяжело. Они, обычно, глушат свои проблемы спиртным, а бывает, что некоторые доводят себя до суицида . Нет ничего плохого в том, что человек прибегает к помощи психолога. В наше сегодняшнее время стало даже модным посещать этого специалиста.
Здоровые люди к психологам не ходят! Отнюдь. Именно здоровый человек потому и здоров, что у него есть, кому выговориться. Ведь, как известно, держать все в себе, весьма и весьма вредно. Поэтому, наверное, женщины живут дольше мужчин - они поплачут и на душе становиться легче, мужчины же плакать не привыкли.
К психологу обращаются только психически больные люди. Это мнение совершенно неправильно. Как уже было сказано, психологи работают со здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке и помощи со стороны.
Не стоит посвящать чужого в свои проблемы. По-другому это называется "выносить сор из избы". Однако же, на то он и "чужой", чтобы выслушать человека, подсказать, что делать и как быть, и забыть про него, а не бежать рассказывать всем направо и налево о его проблемах.
Да кто он такой, чтобы учить меня жить! Психолог ни в коем случае никого не учит, он лишь помогает справиться человеку с его душевными переживаниями, дает возможность выговориться и подсказывает компромиссное решение.
Словами делу не поможешь! Ну, почему же? Иногда моральная поддержка дает такой заряд энергии, что человек готов горы свернуть. Не зря ведь спортсмены и участники различных игр (КВН, к примеру) везут с собой группу поддержки.
Психолог решит за меня все мои проблемы. Ошибочное мнение. Функция психолога - проконсультировать клиента, создать такие условия, при которых человек сам оказывается способен найти выход из создавшейся ситуации. Обращаясь к психологу, человек должен быть готов к изменению себя и своего отношения к окружающему миру, а не ожидать, что специалист изменит окружающий мир.
Проблем у психолога не бывает. Почему же? Бывают. Ведь психологи - тоже люди. Порой психолог способен быстрее и эффективнее решать свои проблемы. Но иногда и ему приходится обращаться к своим коллегам за помощью. И это вполне нормально. Ведь мудрость состоит не в том, чтобы все проблемы решать самому, а в том, чтобы решить их наилучшим способом и с наименьшими затратами времени и нервов.
Психологи - безотказны и добры, они помогают всем и всегда. Не следует забывать, что психолог - это профессия, которая вовсе не обязательно должна быть превращена в стиль жизни. Именно психолог не будет потакать человеческим слабостям и капризам, никогда не бросится решать ваши проблемы за вас. Он лучше всех знает, что он никому ничем не обязан, и что он имеет право быть самим собой в любой жизненной ситуации, как и все другие люди.
Совет психолога одним махом решит мою проблему. Следует помнить, что психологи советов не дают (в отличие, например, от друзей и соседей, которые обычно начинают с фразы "я бы на твоем месте...". Только имейте ввиду - этот совет легко может исполнить только человек, который его дает). Какой выход лучший для вас - знаете только вы сами. Психолог лишь старается помочь вам найти этот выход, осознать его и воспользоваться им.
- Моральные знания и практическое поведение личности Практическое поведение личности
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ Организация работы предметных комиссий субъектов Российской Федерации для проведения ГИА
- Игорь губермангарики на каждый день Игорь губерман мы врем себе
- Учение о биогеоценозах Что такое биогеоценоз определение