Модернизация российского образования. Модернизация российского образования Проект развития российского образования до г
Концепция развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р). Необходимость её создания обоснована окончанием срока действия предыдущей государственной программы образования, рассчитанной на 2011- 2015 годы. Настоящий документ, официально называемый «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы реализации перспективной программы развития Российского образования на всех уровнях, исходя из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Основные цели и задачи новой Концепции Образования
Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе.
Достижение названной цели возможно через постепенное решение задач, которые позволяют выпускникам совершенствоваться с точки зрения получения профессиональных навыков в различных ОО.
Также делается упор на развитие компетентностей педагогов и руководителей. Они должны освоить программы и методики работы с детьми разного уровня обучения, имеющими ОВЗ и национальную идентичность.
Данная концепция предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Это необходимо, чтобы своевременно выявлять и поддерживать одарённых детей, позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста. В числе приоритетных задач называется необходимость создания инфраструктуры, позволяющей на высоком уровне реализовывать программу образования.
Направления реализации
В представленной концепции проанализирован опыт и результаты внедрения программы образования 2011-2015 гг и предлагаются пути реализации новой. Ведущим направлением деятельности называется повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне.
Не менее важно проводить обновление кадрового потенциала педагогов и административного корпуса, создавать условия для реализации индивидуальной траектории развития ученика, делать упор на социальную ориентированность мероприятий, доступных для участия в них любого ребёнка, том числе имеющего ОВЗ, улучшать материально-техническую базу ОО.
Одним их существенных направлений в реализации программы является решение вопроса об оценке качества образования. С этой целью должны быть сформированы национальная и региональная системы независимого мониторинга ОО всех уровней. Предполагается, что участники образовательной деятельности и независимые эксперты разработают новые инструменты и процедуры для исследования качества образования на разных ступенях, в том числе и профессиональной.
Основополагающим подходом называется проектно-целевой подход. Он призван использовать механизмы реализации проектов на конкурсной основе. Благодаря этому станет возможным достижение более высокого уровня мотивации и ответственности всех участников проектной деятельности.
Мероприятия реализации
Разработчики новой программы образования предлагают проводить её реализацию посредством проведения традиционных мероприятий и комплексных проектов, направленных на:
- внедрение современных образовательных программ, обновлённой структуры ВУЗов и проведение модернизации системы заочного обучения;
- отслеживание результатов трудоустройства и самоопределения выпускников ОО;
- переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ОО;
- совершенствование системы мониторинга и оценки качества образования посредством независимого контроля;
- привлечение потенциальных работодателей для участия в осуществлении государственного и частного партнёрства в системе профессионального и высшего образования.
Этапы реализации
Разработчик ФЦП образования на 2016-2020 гг – Министерство Образования и науки РФ — предлагает 2 варианта её реализации. Однако наиболее эффективным считает следующий (см. таблицу):
Данный вариант реализации программы кажется авторам предпочтительнее, поскольку позволяет более масштабно действовать при распространении опыта модернизации образования, который был получен в истекшем периоде и зарекомендовал себя с положительной стороны.
Финансовое обеспечение
В новой концепции развития образования предлагается использовать различные источники финансирования ОО. Большую часть расходов должен взять на себя федеральный бюджет. Участие в финансовом обеспечении примут муниципальные и внебюджетные организации, в том числе частные компании, заинтересованные в приобретении высококвалифицированных кадров для своих предприятий.
В данном видео подробно рассматривается Концепция развития образования в России на 2016–2020 годы .
Возможно, вас также заинтересует, какие входят в ЕГЭ 2016 года.
Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Новая концепция федеральной целевой программы (ФЦП) ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 - 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:
1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста.
Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.
3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.
Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы - в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования - ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.
В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса - технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% .
Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, - повысить качество управления в них. Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП - 92%).
ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития.
Проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб.). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования - 18,4 тыс.).
По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.
Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет - из федерального бюджета, 64 млрд руб. - из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 - 13 млрд руб. (при реализации второго сценария - в среднем 10 млрд руб. в год).
Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки - она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.
Приоритетный национальный проект «Образование»
Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.
В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.
Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества.
Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:
– предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;
– создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;
– гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
– дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
– обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;
– сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;
– формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;
– совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;
– разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;
– достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;
– равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.
Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:
– реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;
– доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;
– полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;
– финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;
– самоуправление обучающихся в учебе и в быту;
– охрана жизни и здоровья обучающихся;
– получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;
– систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
– выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;
– создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);
– совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.
Основными направлениями проекта явились:
– стимулирование инноваций в сфере образования;
– подключение школ к Интернету;
– поддержка талантливой молодежи;
– организация начального профессионального образования для военнослужащих;
– организация сети национальных университетов и бизнес-школ;
– дополнительные выплаты за классное руководство;
– поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);
– направление в сельскую местность школьных автобусов;
– укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.
Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.
В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.
Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.
Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.
Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.
Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.
В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.
В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:
– ускорение модернизации российского образования;
– обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;
– создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;
– содействие становлению институтов гражданского общества.
В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:
– оптимизация сети малокомплектных сельских школ;
– создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;
– адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);
– нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;
– финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;
– повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.
Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:
– реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
– формирование экономических механизмов развития системы образования;
– разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
– функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;
– соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
– разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
– научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;
– контроль качества образования;
– государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;
– приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
– издание учебной, научной и методической литературы;
– централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;
– производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;
– совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.
Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:
1. Образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;
2. Образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.
Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.
Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.
Сопутствующие компетенцииявляются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.
Новые программы предусматривают:
– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;
– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;
– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.
Здесь стоит отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.
Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.
Государственная политика в области образования – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.
Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.
Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 Основные направления развития образования в РФ до 2020 года (Стратегия инновационного развития России: вызовы и перспективы) ГБОУ ДПО НИРО (Максимова С.А. проректор, докт.филос.наук)
2 Проблемное поле реализации Стратегии в области образования Экономическое измерение Невысокая «инвестиционная привлекательность» образования; недостаточный уровень интеграции образования и бизнес-структур; Неэффективное расходование государственных средств в образовании; Недостаточный уровень финансово-экономической поддержки внедрения инноваций в образовании и др. Социальное измерение Образовательное измерение Преимущественная ориентация госполитики на обеспечение социальной стабильности населения; поддержание устойчивого характера социальной инфраструктуры Неэффективность структуры и размытость содержания образовательных инноваций (имитационный характер инноваций, псевдоинновации); Неготовность (в т.ч. мотивационная) к управлению образовательными инновациями и их реализации на системной и регулярной основах; Снижение качества общего и профессионального образования (в т.ч. по отражению в международных рейтингах) Стремительное устаревание моделей организации и управления образовательным процессом, «догоняющий» характер образования и др.
3 Нормативно-правовая основа реализации Стратегии НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТА 1. Обеспечение инновационного характера базового образования Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года 2. Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития 3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров 4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей
4 Методологическая основа реализации Стратегии принцип доступности образования принцип качества образования принцип открытости образования принцип гибкости и вариативности образования принцип индивидуализации образования
5 Целевые ориентиры реализации Стратегии Миссия Стратегии Ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики Общие задачи Стратегии Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий; Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений
6 Задачи в области образования (в соответствии с Концепцией 2020) обеспечение инновационного характера образования поддержка на конкурсной основе образовательных организаций, внедряющих инновационные программы, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих задачам инновационного развития. формирование и развитие навыков и компетенций обучающихся, необходимых для инновационной деятельности (готовность к непрерывному образованию, профессиональной мобильности, способность к критическому мышлению, предприимчивость, готовность работать в команде, владение иностранными языками и т.д.) модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, успешную социализацию лиц с ОВЗ; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие системы квалифицированного добровольного педагогического консультирования родителей и содействия семьям в развитии детей, а также системы социального патроната
7 Задачи в области образования (в соответствии с Концепцией 2020) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; обновление квалификационных требований и формирование современных профессиональных стандартов, обновление дополнительных профессиональных программ, совершенствование системы оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки качества педагогической работы. формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; формирование прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования. системы и механизмы государственно-общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений
8 Некоторые ключевые шаги по реализации Стратегии Корректировка образовательных стандартов и внедрение технологий обучения в целях формирования навыков, необходимых для инновационной экономики Выстраивание системы поиска и обеспечения раскрытия способностей талантливых детей к творчеству Переход на предоставление государственных услуг в электронном виде, обеспечение безбумажного документооборота Определение механизмов и начало реальной поддержки регионов - инновационных лидеров Совершенствование механизма осуществления финансовой, организационной и консультационной поддержки инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла Повышение престижа научной, инженерной и предпринимательской деятельности, в том числе через популяризацию инновационной тематики в средствах массовой информации и сети Интернет Наращивание инновационной активности в государственном секторе экономики - в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях, в том числе посредством принятия и реализации ими программ инновационного развития
9 Некоторые целевые индикаторы реализации Стратегии Доля населения в возрасте 5-18 лет, охваченная образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет (с 93,6% (2010 г.) до 97% (2020 г.)) Доля обучающихся по программам, соответствующим требованиям ФГОС, в общей численности обучающихся текущего года (общее образование (с 20% до 95%), среднее профессиональное образование (с 75% до 100%) Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования (с 27% до 50%) Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в числе опрошенных в возрасте от 25 до 64 лет (от 30,8% до 50%) Государственные расходы на образование (с 4,2 % ВВП до 5,3 % ВВП) Создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций Получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет
10 «Самый лучший стратегический план бесполезен, если он не может быть выполнен тактически» (Эрвин Роммель) НО! «Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами» (Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 1662-р (извлечения) < > 4. Развитие
Мягков М. О. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проанализирована система образования в России. Предложены целевые ориентиры развития инновационной системы образования РФ до 2020 года.
Концепция развития образования РФ до 2020 г. Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этим же распоряжением
Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской на 2009 2012 годы и на плановый период до 2020 года Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов
НАЧАЛЬНОЕ, ОСНОВНОЕ, СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Реализация подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной
УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 19.12.2012 г. 1418 Районная целевая программа «Развитие образования в Красноармейском муниципальном
Проблемы и парадоксы введения ФГОС начального и основного общего образования Логвинова И.М. Содержание: 1. Документы и материалы 2. Главные события 3. Проблемы и парадоксы Документы Послание Президента
РЕЗОЛЮЦИЯ областного совещания работников образования «Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Саратовской области» г. Саратов 18 августа 2009 г. Обсудив
Российская Федерация Р е с п ублика ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 февраля 2015 года 39-П г. Петрозаводск О внесении изменений в постановление Правительства от 20 июня
Анализ работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2015-2016 уч.год Школьное методическое объединение учителей ЕМЦ осуществляло свою работу в условиях обновления
Проект АДМИНИСТРАЦИЯ БОЛЬШЕАТМАССКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 января 1-п с. Большой Атмас, Черлакский район Омская область Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие муниципальной
2.3. Кадры для «новой» экономики Текущая ситуация и ключевые вызовы Одним из ключевых факторов конкурентоспособности территории и перспектив ее будущего развития являются обеспеченность и качество человеческого
Министерство образования и науки Российской Федерации Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации МОСКВА 18 июня 2013 Золотарева Наталия
Миссия факультета сохранение и приумножение традиций и достижений, формирование профессиональных, нравственных и культурных ценностей, расширение спектра услуг для обеспечения качественной подготовки инженерных
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества» г.иркутска на период 2014-2020 г.г. Наименование Основание принятия решения о разработке Основной разработчик Цель разработки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 24.04.2013 VII Съезд Союза
ВЕРЖДАЮ» мназия 1» А.П.Ходырев " 217 ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБ ДЩ @ВАНИЯ Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия 1 г. Кирово-Чепецка» 1. Аналитическая
Экспериментальная и инновационная деятельность в образовательных организациях Краснодарского края в свете Перечня Поручений Президента РФ. Н А В А З ОВА Т А Т Ь Я Н А Г А В Р И Л ОВНА, К. П. Н., З А С
«ВОЛЖСК ОЛА» ОЛАСЕ ОКРУГ АДМИНИСТРАЦИЙЖЕ ПУНЧАЛ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ВОЛЖСК» ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы,
П Р О Г Р А М М А стратегического развития (основные положения) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Е.И. Василенок Россия, г. Москва Современное общество начала третьего тысячелетия характеризуется возросшей значимостью интеллектуального
2 Нормативно правовые акты разработки программы развития Программа развития разработана на основе задач по выполнению приоритетных направлений развития профессионального образования соответствии с основными
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 6 марта 2015 г. 373-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план реализации в 2015-2016 годах Стратегии инновационного развития на период до 2020
Стратегия развития Кыргызского экономического университета до 2020 года. Цель - достижение высокого уровня обеспечения качества высшего и средне - специального экономического образования соответствующего
ДЕКЛАРАЦИЯ целей и задач Департамента образования Ивановской области ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Основная цель долгосрочного развития региональной системы
УТВЕРЖДАЮ: Руководитель Управления образования Администрации Ачинского района О.Ю. Ненастьева Приказ 118/1от «12» октября 2016г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я Г О Р О Д А Л А Б Ы Т Н А Н Г И П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25 апреля 2017 г. 450 г. Лабытнанги О внесении изменений в постановление Администрации города Лабытнанги от 21.11.2014
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 ГОД Молодежная
ГАПОУ СО «машиностроительный техникум» ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ до 2021 года Анализ действующей Программы развития Карпинского машиностроительного техникума на 2013-2018 г.г. позволил выделить следующее
КОНЦЕПЦИЯ развития системы образования Ханты- Мансийского автономного округа Югры до 2020 года. Основные положения Введение Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-югры
3.1.1.1 Улучшение инвестиционного климата, повышение деловой активности и развитие государственно-частного партнѐрства Целью государственной политики является формирование востребованных и наиболее надѐжных,
Содержание 1. Назначение и область применения... 3 2. Описание... 3 2.1. Термины и определения... 3 2.2. Общие положения... 3 2.3. Цель работы Информационно-инновационной службы... 5 2.4. Основные задачи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» f
Дорожная карта Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей - Детской школы искусств 7 им. (МБОУДОД -) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («дорожная карта») МБОУДОД - 1. Цели
Министерство образования науки и молодежной политики Краснодарского края О задачах по развитию среднего профессионального образования Батютина Наталья Анатольевна, начальник отдела 16 января 2019 года
Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я М Э Р И И Г О Р О Д А Я Р О С Л А В Л Я П Р И К А З 14.07.2016 01-05/502 Об утверждении комплексного плана мероприятий по развитию дополнительного образования
О реализации Концепции развития дополнительного образования детей С.А.Фадеева зав. кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО, доктор педагогических наук Изменения
ГБОУ ДПО НИРО Кафедра теории и практики управления образованием Система внутришкольной оценки качества образования в условиях реализации ФГОС. Выполнили: Петти И.Г., директор МБОУ "Школа 171" Рожнова Е.Е.,
1 из 8 2 из 8 ПРЕДИСЛОВИЕ В современных условиях значительно повышаются требования к уровню подготовки специалистов. В национальной доктрине образования Российской Федерации отмечается, что образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр развития творчества детей и юношества творчества «Гармония» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на период 2015 2020 гг. ПАСПОРТ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО) Управление ДОО в контексте государственной
Цели, задачи и механизмы обновления Образовательных программ в контексте современного состояния развития ПО Москва Февраль 2016 А.М.Петрова, к.э.н., Заслуженный учитель РФ «Мы обязаны думать о том, как
Основные положения Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Москва
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
2 1. Общие положения Стратегия обеспечения образования (далее Стратегия) является необходимым условием функционирования и развития ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (далее ПГУ, Университет)
РЕЗОЛЮЦИЯ Проект ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «МОДЕРНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»
ОДОБРЕНА Общественным советом региональной системы оценки качества образования (протокол от 11 мая 2016 г. 1) УТВЕРЖДЕНА Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 27 апреля 2016
УТВЕРЖДЕНО постановлением Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» 370 от «23» марта 2015 ПЛАН мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение эффективности и качества услуг МБОУ ДОД «Якшур-Бодьинская
Принято: на Наблюдательном совете МАОУ Лицей 12 протокол 4 от 11.05.2016 Утверждено: приказ МАОУ Лицей 12 91 от 12.05.16 г Программа развития МАОУ Лицей 12 на 2016-2020 г.г. Нормативно-правовая основа
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, ИННОВАЦИИ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В КРУПНЫХ КОМПАНИЯХ (ПРАКТИКА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ») В статье
Публичная декларация целей и задач департамента образования и науки на 2016 год ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ Реализация мероприятий государственной программы в сфере образования, плана мероприятий («дорожной карты»)
Утверждена Постановлением Администрации от 14 июня 2016 года 15 Муниципальная целевая программа «Развитие и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории на 2016-2018»
I. Общие положения Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационные изменения, но и совершенствование методического
ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об инновационной деятельности в Удмуртской Республике Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 6 июня 2017 года Настоящий Закон определяет принципы, цели, задачи,
Публичная декларация целей и задач Министерства образования и науки Республики Татарстан на 2016 год ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ Утверждена приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан
Основные направления информатизации образования Московской области А.И. Анопченко первый заместитель Министра образования Московской области Август, 2014г. ИННОВАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ 2009-2013 гг. Школы,
Реализация стратегий развития профессионального образования в российских регионах: некоторые результаты мониторинга комплексных региональных программ развития профессионального образования в 2014-2015
ВВЕДЕНИЕ Стратегия по обеспечению качества подготовки выпускников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный аграрный
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ ЮЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24.06.2013 520 г. Южа об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные
Принята Координационным Советом по модернизации системы образования Кировского района Санкт-Петербурга Протокол от 2016 года Cогласовано Заместитель Главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический Политика, миссия, видение, стратегические цели и задачи в области качества РАССМОТРЕНО
Модернизация педагогического образования 3 этап Региональные системы непрерывного педагогического образования И.В.Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего
Модернизация педагогического образования 3 этап Региональные системы непрерывного педагогического образования И.В. Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего
Программа кандидата на должность ректора ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Калининой Аллы Эдуардовны Программа развития ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» на 2010 2015
РЕШЕНИЕ коллегии Департамента образования Вологодской области «Основные итоги развития системы образования Вологодской области в 2016 году и задачи на 2017 год» от 28 февраля 2017 года Изучив Публичный
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования»
Распоряжением Правительства РФ № 792-р от 15.05.2013 года была утверждена государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (в новой редакции). В этом масштабном (и по объему - 700 страниц, и по содержанию) документе проанализировано состояние российского образования на данный момент; раскрыты цели, задачи, этапы, ожидаемые результаты, основные мероприятия Программы.
Целями Программы являются:
- обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики;
- повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.
Задачи Программы:
- формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации
- развитие инфраструктуры и организационно--экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей
- модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания, технологий и материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий;
- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе результатов участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.
- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. Реализация задачи предусматривает поддержку социальной активности молодежи.
- увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей;
- качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам;
- модернизация территориальных сетей социализации на основе интеграции и кооперации организаций различного типа и ведомственной принадлежности;
- внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования;
- формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов;
- омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров;
- формирование демонополизированной и персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов;
- поддержка инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных организаций и их сетей;
- внедрение новой модели организации и финансирования сектора дополнительного образования и социализации детей;
- развитие сектора услуг по сопровождению раннего развития детей;
- существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет).
Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа. На 1 этапе - 2013 - 2015 гг - основные мероприятия Программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам. Это позволит стабилизировать ситуацию в системе образования и создать условия для ее устойчивого развития в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой. Второй этап Программы - 2016 - 2018 гг - ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности российского образования, усиления вклада образования в социально-экономическое развитие страны, а также на распространение лучших практик из регионов-лидеров на все регионы страны. Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса. На третьем этапе реализации Программы - 2019 - 2020 гг - акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ.
В центре внимания окажется система сервисов дополнительного образования, которая будет обеспечивать охват детей и молодежи программами позитивной социализации, поддерживать их самореализацию. В результате сеть образовательных организаций, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Как отмечают разработчики, по ключевым показателям качества образовательных результатов российское образование достигнет уровня ведущих развитых стран, а по отдельным направлениям займет лидирующие позиции.
В рамках Программы выделены подпрограммы :
- подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования»;
- подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и
- дополнительного образования детей»;
- подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и
- информационной прозрачности системы образования»;
- подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику»;
- подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования».
На реализацию подпрограммы 2 «Общее, дошкольное и дополнительное образование» выделяется более 80 % финансирования Программы развития образования.
Цель подпрограммы: создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.
Задачи Подпрограммы:
- формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
- модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике;
- обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
- создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни.
В качестве ожидаемых результатов реализации подпрограммы авторы выделяют следующие:
- обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного и общего образования;
- семьям, нуждающимся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут предоставлены консультационные услуги;
- будут ликвидированы очереди в дошкольные образовательные организации;
- всем детям-инвалидам будут предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования;
- всем обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения;
- все старшеклассники получат возможность обучаться по образовательным программам профильного обучения;
- увеличится охват детей программами дополнительного образования детей;
- будет сокращен разрыв в качестве образования между наиболее и наименее успешными школами;
- средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций из всех источников составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона;
- средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций из всех источников составит не менее 100 процентов от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
- всем педагогам будут обеспечены возможности непрерывного профессионального развития;
- в общеобразовательных организациях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;
- улучшатся результаты обучающихся в национальных мониторингах (готовности 144 обучающихся к освоению программ начального, основного, среднего общего и профессионального образования; уровня социализации выпускников основных общеобразовательных организаций);
- будет обеспечено единство образовательного пространства Российской Федерации.
На развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей определяюшее влияние окажут четыре внешних тенденции .
- Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.
- Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.
- В-третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.
- В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.
Результаты для педагогов
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций - не менее 100 процентов к средней заработной плате в общем образовании региона.
Повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров.
Существенно обновится педагогический корпус общего образования, повысится уровень подготовки педагогов. Молодые специалисты в течение первого года работы будут получать поддержку более опытных педагогов в режиме педагогической интернатуры. Их заработная плата будет конкурентоспособна на региональном рынке труда.
Преподаватели вузов, активно занимающиеся исследованиями и разработками, обеспечивающие высокое качество образования, будут получать зарплату, позволяющую сосредоточиться на одном месте работы и работать с полной отдачей. Повысится эффективность конкурсных механизмов замещения должностей доцентов и профессоров, которые, с одной стороны, повысят требования к претендентам на эти позиции, а с другой стороны, заставят вузы конкурировать за лучших преподавателей, предлагая им привлекательные условия работы.
В профессиональном сообществе будут действовать эффективные институты самоуправления, расширятся возможности участия работников в управлении образовательными организациями.
Национальные исследовательские и федеральные университеты наряду с вузами-лидерами региональных систем профессионального образования станут реальной базой для развития системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников.
Направления развития сферы образования до 2020 года (Зайцева Г.)
Дата размещения статьи: 28.02.2015
Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция). Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе.
Как сказано в разд. I Концепции, новая федеральная целевая программа (далее - ФЦП) призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования, повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, первым из которых является внедрение новаций в профессиональном образовании, а вторым - развитие содержания и технологий общего и дополнительного образования. Достижению данных целей должно способствовать улучшение материально-технической базы учреждений (прежде всего речь здесь идет о звене профобразования) и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных результатов. Последняя, по замыслу законодателя, должна сформировать принципиально иное отношение обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.
Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 295). В свою очередь, рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования, реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы для решения стратегических задач.
В течение последующих пяти лет на реализацию ФЦП планируется потратить более 88 млрд руб. из федерального бюджета и более 80 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ. Эффективность данных бюджетных расходов должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектно-целевого подхода, предполагающего осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.
Какие проблемы предполагается решить посредством реализации новой ФЦП? Какие мероприятия будут для этого проводиться в отношении образовательных учреждений?
Проблемы, обозначенные в Концепции
Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 - 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:
1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста (разд. IV Концепции).
Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.
К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и других нормативных актов.
3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.
Инновации в профобразовании
Как обозначено в разд. IV Концепции, Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы - в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования - ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Как следует из разд. IX Концепции, для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.
В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса - технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% (Приложение 1 к Концепции).
Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, - повысить качество управления в них (разд. IX Концепции). Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП - 92%).
Модернизация общего и дополнительного образования
В рамках этого направления, включенного в Концепцию, предполагается реализовать комплекс мер по использованию разработанных ФГОС, включая их методическое обеспечение и повышение квалификации преподавательского состава учреждений. Практическое внедрение нового содержания и технологий общего и дополнительного образования заключается, в частности, в следующем.
Согласно разд. IX Концепции в последующие пять лет планируется отработать новые организационно-экономические модели в дошкольном образовании: перейти на применение в деятельности соответствующих учреждений ФГОС дошкольного образования, повысить квалификацию по новым образовательным программам 95% педагогов и руководителей детских садов. Помимо этого, в каждом регионе должны быть созданы условия для государственно-частного партнерства в данной сфере (согласно целевым показателям к 2020 г. такие мероприятия необходимо провести во всех регионах), а также реализованы программы поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми.
Общеобразовательным организациям придется сосредоточиться на качестве образования. Повысить его (путем реализации пилотных проектов) должны школы, демонстрирующие низкие результаты или функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Как следует из Приложения 1 к Концепции, доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы подобные проекты, к концу 2020 г. должна составить 60% (при сокращении финансирования ФЦП - 47%). Лучшая практика такой работы будет распространена на остальные субъекты РФ. Одновременно в регионах предстоит создать сеть школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы, - на базе этих учреждений будут отрабатываться новые технологии и содержание обучения и воспитания.
Наконец, регионам предстоит создать условия и реализовать на своем уровне концепцию развития дополнительного образования детей - для этого необходимо разработать соответствующие программы модернизации. К 2020 г. такие программы должны воплощаться в жизнь в 90% регионов (при уменьшении финансирования ФЦП - в 70% субъектов РФ).
К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.
В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).
Развитие системы оценки качества образования
Цели, поставленные в Концепции, и реализация запланированных в ней мероприятий потребуют усиления роли независимой оценки качества образования и образовательных результатов. В связи с этим планируется создать национально-региональную систему оценки на всех уровнях образования (как общего, так и профессионального), новые инструменты и оценочные процедуры (включая международные исследования качества).
В частности, согласно разд. IX Концепции в общем образовании (включая дошкольное) предполагается реализовать пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества и создать систему мониторинга, которая позволила бы оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в трех периодах обучения. При этом доля регионов, в которых созданы и функционируют системы оценки качества дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, к концу 2020 г. должна достигнуть 100% (Приложение 1 к Концепции). Также планируется модернизировать процедуры и механизмы ЕГЭ и ГИА, привлечь общественность к оценке качества общего образования и начать формировать пользовательские рейтинги.
Развивать систему оценки в среднем профессиональном и высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессионально-общественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольно-надзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников. Последняя мера позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам профобразования. Кстати, доля вузов, использующих в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, к 2020 г. должна составить 50% (при сокращении финансирования ФЦП - 30%).
Кроме того, ФЦП предусматривает создание сети центров мониторинга качества образования, распространенной на всю территорию страны и все уровни образования (разд. IV Концепции). Благодаря подобной системе центров, мониторингом будет охвачено и само качество образования, и результаты, достигнутые обучающимися на различных этапах образовательного и жизненного пути - как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования.
Улучшение материально-технической базы
ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития. Как отмечается в разд. IV Концепции, проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб. (разд. IX Концепции). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования - 18,4 тыс.).
По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.
Финансирование мероприятий
Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет - из федерального бюджета, 64 млрд руб. - из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 - 13 млрд руб. (при реализации второго сценария - в среднем 10 млрд руб. в год).
Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки - она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.
Заключение
Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.