6 кл урок обществознания человечность. Конспект урока по обществознанию «Что такое человечность?» (6 класс)
Этим уроком мы завершаем курс «Обществознания» 6 класса. В ходе урока мы поговорим о том, что такое гуманизм, какие ценности являются гуманистическими. Также мы рассмотрим вопрос, какое общество можно считать гуманным, что принято в данном обществе. На конкретных исторических примерах мы рассмотрим, как можно пользоваться гуманистическими идеалами в своей жизни.
Тема: Добродетели
Слово «гуманизм» имеет в своём составе корень homo, что в переводе с латинского означает «человек». Слово это не русского происхождения, но, вместе с тем, мы с вами прекрасно понимаем, что, если мы говорим о человечности, значит, предполагаем какой-то набор чувств, качеств и реакций человека на ту или иную ситуацию. Вы человечны тогда, когда вы относитесь к этой ситуации с точки зрения добра, справедливости и не поддаётесь чувствам обратным. Гуманный человек не пытается кого-то обидеть или ущемить своё или чужое человеческое достоинство, потому что если ситуация складывается так, что вы кого-то обидели, значит, вы поступили негуманно.
Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Всё то, что гарантирует нашу с вами свободу, наши права, можно считать гуманным или гуманистичным. Понятно, что в данном случае сложно дать чёткое и жесткое определение, потому что человеческие ценности постоянно меняются. То, что было нормальным и принятым 200-300 лет назад, сейчас может быть уже анахронизмом, который подчас может уже мешать человеку и быть антигуманным. Но если какие-то ценности отвечают нынешним воззрениям человека на окружающий мир, если эти ценности помогают человеческой жизни, помогают сохранить общественную организацию и индивидуальный подход к каждому человеку, то, конечно, это ценности гуманистические.
Гуманизм в чём-то схож с понятиями морали и нравственности, они частично совмещены между собой, потому что золотое правило морали отвечает меркам гуманного общества. Гуманное общество – это общество, которое ценит личность человека. Это общество, которое заботится о тех людях, которым нужна помощь, причём заботится искренне, а не в качестве подачки. Помощь в нашем обществе нужна, прежде всего, пожилым людям, так как они прожили большую часть своей жизни, физически и морально утомлены. Таким людям необходимы забота и внимание со стороны окружающих. Если вы улыбаетесь людям старшего возраста, если вы относитесь к ним с заботой и пониманием, помогаете им элементарными вещами, тем самым вы просто продлеваете им жизнь. Вы делаете их более здоровыми, в том числе, и физически. Это и есть гуманное отношение к людям.
Рис. 3. Пожилые люди нуждаются в нашей опеке ()
Также наша помощь нужна людям с ослабленным здоровьем, в том числе иногда наше гуманное отношение может проявляться в том, чтобы не относиться к людям с ограниченными возможностями, как к инвалидам. Вообще слово «инвалид» носит негативную окраску и может сильно ранить окружающих, мы словно заявляем таким образом, что этот человек ущербный. Большинство людей с ограниченными возможностями борются против мнения общественности, что они ущербны. Они тоже могут жить, пускай и частично, нормальной человеческой жизнью, именно на этом и необходимо сконцентрироваться.
Гуманизм, конечно же, не появился сейчас, это не изобретение 20 или 21 века. Люди достаточно давно задумались над природой человечности, человеческого отношения к самому себе и окружающим. Много философов и учёных создавали свои советы и концепции того, как должен вести себя человек. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой выдвинул целую концепцию непротивления злу насилием. Это некий символ гуманизма, потому что, если человек не отвечает на зло злом, то, возможно, следующего проявления зла просто не случится. Невозможно бесконечно обижать человека, который тебе не сопротивляется, который не хочет причинять тебе зла. Такая кажущаяся слабость на самом деле является выдающейся силой, силой человека.
Конечно, вы можете возразить, что такого не может быть. Ведь если меня бьют, обижают, оскорбляют, я должен защищать себя, а не молча терпеть насилие. В конце концов, это библейская истина: око за око, зуб за зуб. Но не всегда это оказывается абсолютной истиной. Чтобы убедить вас, достаточно привести в пример такого человека как Махатма Ганди. Это лидер движения несотрудничества с английскими колониальными войсками и английской администрации в Индии. Махатма Ганди смог без какого-либо вооруженного восстания, без крови и побоищ, по сути, выдавить англичан из Индии. После этого Индия стала суверенным государством. Это был величайший гуманист 20 века, который своей жизнью доказал, что непротивление злу насилием работает.
Также нельзя не упомянуть в нашем разговоре имя такого великого английского гуманиста как Томас Мор. В 1515-1516 годах Томас Мор написал своё самое знаменитое сочинение – “Утопия”. Со временем само слово “утопия” стало нарицательным и превратилось в обозначение чего-то прекрасного, но совершенно нереального. Томас Мор действительно описал идеальное уникальное государство, все граждане которого свободны. Жители Утопии сами выбирали себе правителей и чиновников. Там не было никаких налогов, не было денег и частной собственности, не было даже тяжёлого физического труда. Все граждане Утопии трудились всего по нескольку часов в день, а затем наслаждались изучением наук и искусств. Мор не просто проповедовал гуманизм, он действительно был высокогуманным моральным человеком, готовым до конца отстаивать свои убеждения.
Гуманизм – это величайшая концепция. Наше человеческое отношение друг к другу – неизбежное следствие развития цивилизации. Если мы хотим оставаться людьми, мы должны становиться людьми. Мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтоб они относились к нам.
Наверняка сейчас вы знаете США как демократическую страну с развитой общественной системой, которая борется за права человека. В этой стране есть место независимому общественному мнению. Сейчас в США президентом является афроамериканец Барак Обама.
Но ещё каких-то 60 лет назад Соединённые Штаты Америки были совершенно другими. Да, на территории США действовала та же самая Конституция 1787 года, которая гарантировала права и свободы американцам. Но вместе с тем на территории США существовало такое явление как сегрегация , или расовое разделение. В середине 19 века после Гражданской войны в США рабство было отменено, и американцы очень гордились тем, что смогли сами преодолеть такой позорный пережиток прошлого. Но они не избавились от того, что отношение белокожих людей к афроамериканцам было уничижительным. Белые люди – янки-были основой американского общества; все те, кто были людьми другого цвета кожи, прежде всего, афроамериканцы, оказались за бортом общественной жизни. Для них существовали специальные чёрные кварталы. Афроамериканцам нельзя было входить в бары или какие-то общественные заведения для белых людей, даже в общественный транспорт, который перевозил белых. Ни в коем случае неграм нельзя было учиться в тех учебных заведениях, где обучались белые дети и юноши. В высшие учебные заведения доступ неграм был практически закрыт.
Понятно, что демократия в рамках такого общества существовать не могла, это абсурд. Если одна часть населения государства по факту угнетена, о демократии речи идти не может. В это время в США появился совершенно потрясающий человек, гуманист, который также своей жизнью доказал, что нельзя сопротивляться злу насилием, а нужно бороться со злом согласно человеческим принципам. Этого человека звали доктор Мартин Лютер Кинг. Кинг был священником-баптистом, это была очень популярная религиозная секта в США, особенно среди афроамериканцев. Прежде всего, этот человек был общественным деятелем. Он боролся за то, чтобы права афроамериканцев были приравнены к правам белого населения. Наиболее известна знаменитая речь Мартина Лютера Кинга, которую он прочитал перед огромной аудиторией (около 300 тысяч американцев слушали его в тот момент). Эта речь носила название “I have a dream”, Мартин Лютер Кинг сказал о том, что люди должны жить в мире и согласии. Все свои конфликты люди должны решать с помощью слов, а не физической силы. Но самое главное, о чём мечтал Кинг, - это отсутствие различий между американцами по цвету кожи, по разрезу глаз, по языку и другим расовым и национальным признакам.
Доктор Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию мира в 1964 году. Настолько высоко мир оценил деятельность человека, который пытался изменить не самую благоприятную на тот момент для жизни страну. В конечном итоге в 1968 году Кинг был убит, застрелен одним из людей, которые были ярыми фанатами сегрегации. Но его смерть не была напрасной, она явилась символом отмены сегрегации. Действительно вскоре США избавились от этой позорной общественной системы. Сейчас в Америке стыдно называть человека негром. Это считается оскорблением, вежливым считается слово «афроамериканец». Все люди вне зависимости от цвета кожи равны, и в этом высшая сущность гуманизма.
1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.
3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.
4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.
1. Российское гуманистическое общество ().
2. Мораль и общество. Социальная этика ().
3. Расовая сегрегация в Америке. История одной победы ().
1. Выполни задание «Проверь себя» на странице 212. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.
2. Как вы понимаете выражение «гуманное общество»? Какими принципами оно руководствуется?
3.* Наверняка вы встречали в своей жизни гуманных, вызывающих восхищение людей. Напишите сочинение на тему «Мой герой».
Эпиграф к уроку: Чем хуже нравы, тем лучше нравоучение (В.Воронцов, российский литератор)
Тип урока: комбинированный
Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.
Ход урока.
I .Опрос.
Ответьте «да» или «нет».
1. Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определённой деятельности (нет)
2. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определённой деятельности (да)
3. Воля- специфическое человеческое свойство (да)
4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.
5. Человек определяется только врожденными качествами (нет)
II . Изучение нового материала.
План.
1. Мораль и гуманизм.
2. Моральные нормы и поступки людей.
1. Обыгрывание ситуации:
1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;
2) друзья обозвали друг друга;
3) сказали маме не правду
2. Лекция с элементами беседы.
Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?
На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненны опыт передавался из поколения в поколения и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы- правила поведения в обществе.
Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе
Докажите, что социальные нормы возникали с появлением с появлением человеческого сообщества
Социальные нормы заменяли инстинкты. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.
Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были простые и категоричны. Это табу - запрет. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определило действие, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, роды, племени.
Приведите примеры табу.
По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.
-Обычай - это совокупность правел поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той лил иной сфере жизни.
Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с/х трудом и т.д.
Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, действует по образцу.
Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев?
Новым шагом явилось возникновение этических норм, или моральных норм.
Этика (греч.etnos)- устойчивая природа какого- либо явления, позднее- устойчивый порядок
Этика - философское учение о морали, ее развитии, роли в обществе.
Этика - совокупность норм поведения (С.И. Ожегов).Его синоним- нравственность.
Стержнем этики является определение «добра» и «зла».
Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро» и «зло»?
Общество защищает себя, свою целостность, порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.
Человек, совершив какой- либо проступок, испытывает угрызение совести или нет.
Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.
III . Закрепление.
Групповая работа.
1-я группа. Объясните смысл высказываний
«Суть всякой морали- рассматривать человеческую жизнь как партию, которую модно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры» (Симон де Бовуар)
2-я группа. Проанализируйте
«4 главных добродетели: мудрость, мужество, сообладание, нравственность» (Платон)
3-я группа. Как вы понимаете высказывания
«Нравственный закон- это инстинкт самосохранения социума» (А. Круглов- писатель)
Завершить обсуждения высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой»
Д/З: п.4, задание 1- 4.
Скачать Чтобы скачать материал или !
Урок 5 ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
28.10.2013 6775 0Эпиграф к уроку:
Чем хуже нравы, тем лучше нравоучения.
Валерий Воронцов - российский литератор
Тип урока: комбинированный.
Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.
Учащиеся должны знать, что:
1)человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;
2)мораль - общепринятое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо;
3)нравственные качества делают человека человеком;
4)главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по отношению к другим людям.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1)человек;
2)мораль;
3)нравственность;
4)гуманизм;
5)нормы морали.
Учащиеся должны уметь:
1)объяснять основные понятия;
2)высказывать собственную точку зрения;
3)анализировать высказывания;
4)обосновывать свое мнение.
Ход урока
I. Опрос.
-Ответьте «да» или «нет».
1.Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. (Нет.)
2.Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности. (Да.)
3.Воля - специфическое человеческое свойство. (Да.)
4.Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.
5.Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)
II.Изучение нового материала.
ПЛАН
1.Мораль и гуманизм.
2.Моральные нормы и поступки людей.
1.Обыгрывание ситуации:
1)в транспорте не уступили пожилому человеку место;
2)друзья обозвали друг друга;
3)сказали маме неправду.
Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных ситуациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь человека.
2.Лекция с элементами беседы.
-Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?
На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.
-Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.
-Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.
Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.
Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.
-Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)
По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.
Обычай - это совокупность правил поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.
Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сельскохозяйственным трудом и т. д.
Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.
-Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев по мере отдаления от времени их возникновения?
Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.
Этика (греч. etnos ) - устойчивая природа какого-либо явления, позднее - устойчивый порядок, добродетели человека.
Этика - философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Этика - совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)
Аналог в лат. языке - mores - «мораль».
В русском языке синоним - нравственность (от слова «нрав»).
Термин «мораль» чаще употребляется для обозначения существующих в обществе социальных норма, «этика» - для обозначения науки о морали, «нравственность» - для обозначения индивидуальных моральных принципов, которыми руководствуется человек.
Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соответствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех поступков и действий человека.
Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.
Задание 1 ./Любой человек всегда стоит перед необходимостью морального выбора. В его действиях довольно часто сталкиваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминутными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой норме, но противоречащим его непосредственным интересам^
Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.
Ответить на вопросы вам поможет с х е м а 1 нас. 33:
Таким образом, нормы морали - это поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки. Нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу.
-Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные установки личности?
Общество защищает себя, свою целостность, установившийся порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.
Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызения совести, но не всегда.
-Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.
III.Закрепление.
Проводится в форме групповой работы.
1- я группа. Объясните смысл высказываний.
1)«Суть всякой морали - рассматривать человеческую жизнь как партию, которую можно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры». (Симона де Бовуар - французская писательница.)
2)«Мораль - это упрощение человека, позволяющее с помощью схемы подняться над интеллектуальной путаницей и хаосом внутреннего мира». (Фридрих Ницше.)
2- я группа. Проанализируйте высказывания.
1)«Есть две морали: одна пассивная, запрещающая зло, другая активная, которая повелевает делать добро». (Пьер Буаст - французский лексикограф.)
2)«Четыре главных добродетели: мудрость, мужество, самообладание и нравственность». (Платон.)
3- я группа. Как вы понимаете следующие высказывания.
1)«Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру». (Пьер Бейль - французский фшософ.)
2)«Нравственный закон - это инстинкт самосохранения социума. (Александр Круглов -российский писатель.)
Завершить обсуждение можно высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой».
Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1-4, с. 26.
В чём благо человека
Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честь, своё воздержание, своё разумение. Кто отдаст врагу эту крепость свою, тот попадёт в плен и погибнет.
Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.
А когда бывает человек похож на скотину?
Тогда, когда он живёт в брюхо своё: безрассудно, небрежно…
А когда он похож на дикого зверя?
Тогда, когда он живёт насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.
Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию и необузданности… Если ты не хочешь этого, то тебе придётся со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдёшь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.
Эпиктет (ок. 50 – ок. 140 гг. н. э.) - древнегреческий философ
вопросы и задания:
Что уподобляет человека домашней скотине?
Чем человек отличается от диких зверей и домашнего скота?
Выпишите из текста качества, которые автор считает недостойными человека, подберите к ним противоположные качества. При затруднениях воспользуйтесь словарём антонимов.
Что даёт человеку счастье?
Ученикам 6 класса было предложено после прочтения текста Эпиктета ответить на вопрос: « Как, по вашему мнению, связаны между собой счастье человека и добро?
Нина ответила так: « Автор текста утверждает, что каждый человек стремится к счастью. Одни видят счастье в том, чтобы иметь всё, что захочется. При этом их жизнь мало чем отличается от жизни домашней скотины. Другие люди видят счастье в том, чтобы, как хищники, захватывать всё больше и больше. Третьи счастливы только тогда, когда у них в душе мир и покой. Но счастья без добра не бывает».
Никита ответил так : « Прожить жизнь по – человечески и быть счастливым непросто. Трудно не превратиться в домашнее животное, которому для счастья нужна еда и тёплое стойло. Счастья нет и там, где царит насилие. Оно делает несчастными других, а значит, творит зло. Зло и счастье несовместимы. Счастье дают только добрые мысли и дела. Значит, без добра настоящего счастья не бывает. Я согласен с автором текста, что счастье можно найти внутри себя, в своей душе, если разум и душа настроены на добро ».
Ответьте на вопросы:
В чём ответы ребят совпадают?
Чем они различаются?
Кто из ребят точнее ответил на поставленный вопрос? Своё мнение аргументируйте.
Технологическая карта
ФИО педагога: Софронова Ирина Александровна
Предмет: обществознание
Класс: 6
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «Человек и человечность»
Тема | «Человек и человечность» |
Цель | Создать условия для формирования представлений о человеке с позиций нравственности, о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми, окружающим миром в целом |
Задачи | Личностные: Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Метапредметные: Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и практической деятельности; Познавательные : развитие критического мышления, навыков систематизации и анализа информации, составления кластеров; Коммуникативные : развитие умения работать в группах, парах, коллективно обсуждать информацию, осуществлять обмен мнениями, понимать/принимать позицию другого; Предметные: расширение представлений о человеке, о гуманизме, знакомство с понятием гуманное общество |
Технология | ИКТ-технологии, технология развития критического мышления |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1. Организационный момент | Вводное слово учителя. Приветствие учеников, организация рабочей атмосферы. | Подготовка к уроку | Организовать рабочее пространство | Создание рабочей атмосферы |
2. Мотивация | 1. задает вопросы по изученной теме: Что такое добро? Что значит быть добрым? Как можно объяснить фразу «человек славен добрыми делами»? 2. Мотивирует учеников на изучение новой темы Задает вопросы ученикам, просит высказать свое мнение по прочитанному Фиксирует идеи учеников, подводит итоги обсуждения, корректирует (при необходимости) тему урока Озвучивает тему урока Корректировка проблемного вопроса «всегда ли человек должен оставаться человеком»? | Актуализация полученных ранее знаний Работа с текстом (из биографии Януша Корчака) Работа с эпиграфом к уроку Выдвигают идеи о теме урока Запись темы урока в тетрадь Постановка проблемного вопроса урока | Ответить на вопросы учителя Задать вопросы к прочитанному, ответить на вопросы учителя: Какую проблему вы увидели, прочитав этот текст? Как вы думаете, почему Януш Корчак так поступил? Ответы на вопросы: -как можно объяснить фразу «образец человечности по отношению к людям» Как может звучать тема нашего урока Какой проблемный вопрос к уроку можно составить? | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог Метапредметные: регулятивные -умение формулировать тему урока, коммуникативные: оценивание ответов одноклассников, умение слушать и вступать в диалог, познавательные: обобщение информации; личностные: личная оценка жизненных ситуаций |
3. Изучение нового материала | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию 2. организует работу учеников с текстом Регулирует учебный процесс, корректирует деятельность учеников при поиске информации, ее обобщении, графическом представлении | Работа с презентацией, знакомство с новой информацией, Работа с текстом, с новыми понятиями Ответы на вопросы. Работа в парах Обобщают полученные ранее знания, обсуждают возможность решения задания, составляют кластер | Просмотр слайдов презентации, ответить на вопросы учителя: Что такое «гуманизм»? Как вы понимаете слова «человечность», «человечный», «гуманный»? Что значит «гуманное отношение»? Составление кластера «что значит гуманное отношение» | Личностные: оценивают жизненные ситуации Познавательные: осуществляют поиск нужной информации Коммуникативные: Проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения поставленных задач |
4. Первичное закрепление изученного | 1.Организует работу по поиску вариантов гуманного отношения 2. организует работу учеников по чтению притчи В.Вересаева «Легенда» (учебник с.101) Подводит к пониманию главной проблемы. Организация работы с кластером | Работа в парах, осуществляют поиск возможных вариантов решения предложенного задания Работа с текстом, ответы на вопросы, высказывание своей точки зрения Фронтальная работа по составлению кластера «гуманное общество» | Поищите варианты гуманного отношения в следующих ситуациях (задания на листочках): На пешеходном переходе вы видите пожилого человека. Каковы ваши действия? В подъезде вы встречаете бездомное животное. Ваши действия? На улице вы встречаете плачущего ребенка. Какими будут ваши действия? Т т.д. Ответить на вопросы: -какую мыслб в своем произведении хотел донести до нас автор? В каком обществе возможно такое человеческое отношение ко всему живому? Составление кластера Каким вы представляете себе гуманное общество? Охарактеризуйте его при помощи существительных. | Познавательные: Умение работать с информацией, Осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: Умение вступать в диалог, Умение выслушивать чужое мнение Личностные: Оценка ситуации с позиции нравственности |
Итоги. Рефлексия. | Подводит к решению проблемного вопроса урока: «всегда ли человек должен оставаться человеком?» Создает условия для выполнения задания | Ответы на вопросы Актуализация субъективного опыта | Отвечают на вопросы: Что такое гуманизм? Что значит быть гуманным человеком7 Какое общество можно назвать гуманным? А можно назвать гуманным общество 6 класса? Почему? Был ли Януш Корчак гуманистом? Почему? Всегда ли человек должен оставаться человеком? Кратко напишите самое важное, что вам понравилось, запомнилось с урока с пожеланиями своему соседу по парте и обменяйтесь тетрадями | Коммуникативные: Умение высказывать свое мнение, Терпимо относится к мнению других Регулятивные: Выделение и осознание учениками того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Личностные: Нравственно-эстетическая оценка жизненных ситуаций Познавательные: Умение обобщать информацию и делать выводы |