Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.
Что такое конспект урока?
Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Основные требования
Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:
На что еще стоит обратить внимание?
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Как правильно оформить конспект?
Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
Основные задачи:
- развивать речевые навыки и умения;
- отработать умение согласовывать слова.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
Ход урока:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
- повторение изученного материала;
- подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
- домашнее задание.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
План урока английского языка, 7 класс
Тема : повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Основные задачи:
- развивать коммуникативные умения;
- развивать способность работать в команде;
- формировать умение выделять главное в изученном материале.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Ход урока:
- организационный момент;
- фонетическая разминка;
- лексическая разминка;
- повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Подводя итоги
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
- Предмет/класс.
- Типа урока.
- Тема занятия.
- Цель.
- Основные задачи.
- Оборудование.
- Ход урока:
- оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
- проверка домашнего задания;
- введение нового материала, его отработка;
- закрепление пройденного, повторение.
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ОС «Гармония», учитель Попова О.А.
Тема Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем»)
Цели
Образовательные:
Формирование умения передавать содержание рассказа по плану
Формирование УУД:
- Личностные УУД: Элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений. Желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором. Становление положительного отношения к изучению русского языка.
- Регулятивные УУД: Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять.
- Познавательные УУД: Читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания. Пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. - Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Проявлять лингвистическое мышление. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения.
- Коммуникативные УУД: Пересказывать и создавать письменные тексты, использовать речевые секреты писателей, стараясь соблюдать нормы литературного языка, проявлять чувство слова, заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства.
Планируемый результат Предметные:
- Коллективно анализировать текст: понимать тему и его главную мысль, отражать тему и главную мысль в заглавии; наблюдать за построением текста, за связью предложений, выявлять и озаглавливать его части, осознавать смысл действия по составлению плана; замечать средства языка, повышающие выразительность текста.
- Пользоваться орфографическими умениями при оформлении записи
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия План текста, тема, главная мысль
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 2ч.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.2
Учебная презентация
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнение типа урока;
- уточнение тематических рамок. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
Организует
уточняет тематические рамки. Психологический настрой на урок Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)
Цели: организация формулирования темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися;
- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.
Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Организует формулирование темы урока учащимися
Организует постановку цели урока учащимися - Прочитайте тему нашего урока. Предположите, что нам предстоит сегодня выполнять на уроке.
Проверка домашнего задания
Строить предложения при ответе на вопросы.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (18 мин)
Цели: работа над содержанием текста изложения, знакомство с составлением ПЛАНА; Сравнивают слова заголовка по значению и строению, выявляют сходство и различие. Читают и коллективно анализируют тексты с точки зрения темы, главной мысли, построения, использованных языковых средств. Озаглавливают тексты и его части; осмысливают понятие «план», анализируют готовые образцы планов и составляют свои.. Наблюдают за выбором языковых средств, за построением предложений и их связью, делают выводы о «секретах» авторов. Соотносят тексты и иллюстрации, дополняют (при наличии задания) тексты своими суждениями.
Воспроизводят повествовательные тексты, накапливают опыт построения таких текстов, обсуждают способ действия при составлении плана; учатся пользоваться разными формами глаголов; пишут изложения, целенаправленно перечитывают их, ищут возможности для улучшения, редактируют их. Применяют весь комплекс орфографических умений.
Актуализирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.
Организует работу над заданием по инструкции
Введение понятия «анализ слова как части речи»
Актуализация опорных знаний
Задание 392 – Запишите в тетради заголовок.
– Чем глаголы, употребленные в теме, похожи по строению?
– Чем они отличаются?
– Объясните различие в их значении.
– Почему употреблено в заголовке слово «снова»?
– Подберите к нему синоним.
Задание 393 – (Первый раз текст читает учитель.)
– Вы догадались, что сделал зверек?
– Откройте учебники на с.22 и рассмотрите рисунок.
– Что же сделал хомячок?
– Какими словами можно выразить свое отношение к хомяку? (Восхищение, удивление.)
– Можно ли таким предложением закончить рассказ?
– Какой знак в конце предложения поставили?
– Прочитайте возможные варианты предложений для передачи восхищения, удивления.
– Как можно озаглавить рассказ?
Физминутка
Задание 394 – – Из скольких частей состоит текст?
– Как они отделены?
– О чем в них говорится?
– Выделите в тексте слова, которыми можно назвать то главное, о чем рассказывают части.
– Если мы запишем эти слова в столбик под номерами, у нас получится план:
1) Птичье гнездо.
2) Как быть?
3) Находка.
4) Догадался!
- Как вы считаете, чем план может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа?
Задание 395 – работа по содержанию текста - Коллективно анализировать текст: понимать тему и его главную мысль, отражать тему и главную мысль в заглавии; наблюдать за построением текста, за связью предложений, выявлять и озаглавливать его части, осознавать смысл действия по составлению плана; замечать средства языка, повышающие выразительность текста.
- Письменно пересказывать текст и создавать небольшие тексты повествовательного характера на основе разных источников; после записи улучшать текст.
- Пользоваться орфографическими умениями при оформлении записи. Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств. (Коммуникативные УУД)
Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД)
IV. Контролирующее задание (15 мин)
Цель: написание текста изложения; работа по памяткамТ, Р Строят ответы на вопросы, выполняют указанные в задании действия Организует работу над заданием в парах
Координирует действия учащихся в случае затруднений. Задание 396 – Прочитайте строки задания. Уточним, что такое план.
Действовать по памятке «Текст», «Редактор» Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)
Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. Выполняют самооценку работы, вносят исправления.
Сдают тетради на проверку.
Записывают домашнее задание. Организует рефлексию.
Выставляет отметки за урок.
Дает инструкцию по домашнему заданию. – Какие новые действия вы будете выполнять, пользуясь памяткамиТ, Р?
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Дома: Задание 398 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Обуч цель: Повторить с учащимися этапы решения задач на компьютере: постановкой, алгоритмом, методом математической модели, программой, анализом результатов. Ввести понятие метода пошаговой детализации.
Развив цель: Развивать логическое мышление, память, интерес к предмету. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ информатики.
Воспит цель: Культуру поведения, общения. Воспитание у учащихся информационной культуры. Подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях информационного общества.
Ход урока:
1. Орг момент
2. Этап постановки цели урока
3. Опрос д/з
Этапы решения задач на компьютере: постановкой, алгоритмом, методом математической модели, программой, анализом результатов.
Тест
1. Четко сформулированная последовательность правил описывающих этот процесс является
а) блок-схемой
б) алгоритмом *
в) одно из свойств алгоритма
2. Свойства алгоритма
а) точность, определенность, результативность
б) ясность, понятность, результативность
в) дискретность, определенность, массовость, результативность*
3. Разработанный алгоритм можно зафиксировать несколькими способами
а) графическим
б) составление уравнений, правил, формул
в) словесное описание, блок-схема, на алгоритмическом языке *
4. Этап обработки информации изображается
а) прямоугольником *
б) ромбом
в) овалом
5. Проверка условий изображается
а) прямоугольником
б) ромбом *
в) квадратом
6. В фигуре подобной овалу записываем
а) ввод, вывод*
б) формулу
в) начало, конец
7. Ввод исходных данных и вывод результата записываем в…
а) параллелограмме *
б) квадрате
в) ромбе
8. Которые из документов являются алгоритмами?
а) Правило правописания приставок, оканчивающихся на з, с
б) Программа телепередач
в) Кулинарный рецепт приготовления блюда*
г) Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа*
9. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм – это
а) конечная последовательность действий, приводящая к искомому результату при любых допустимых исходных данных*
б) указание на выполнение действий
в) конечный набор понятных некоторому исполнителю команд, выполнение которых приводит к однозначному решению поставленной задачи
г) программа в машинных кодах
10. Расчлененность алгоритма на отдельные элементарные действия – это
а) Дискретность*
б) Определенность
в) Массовость
г) Детерминированность
11. Которые из документов являются алгоритмами?
А) Каталог книг в библиотеке
Б) Порядок набора международного телефонного номера*
В) Рецепт приготовления клея*
Г) Настенный календарь на текущий год
Проверка: Критерий оценок: 11 «+»-5, 9 «+»-4, 7 «+»-3, 5 «+»-2
4. Объяснение новой темы:
Успех любой деятельности зависит от тщательности планирования. И чем сложнее задача, тем важнее умение спланировать свои действия. Главным при этом всегда будет четкое определение конечных результатов, затем определение промежуточных результатов, без которых невозможно достижение поставленных целей.
Такой подход оказывается единственно возможным при составлении сложных алгоритмов и больших программ для решения задач с использованием ЭВМ. Этот способ называется пошаговой детализацией алгоритмов и программ. При пошаговой детализации алгоритмы записываются в виде множества вспомогательных алгоритмов, решающих вспомогательные подзадачи, а каждая из них требует получения определенных промежуточных результатов.
Разработав основной алгоритм, можно приступить к разработке алгоритмов «второго уровня», которые в свою очередь могут требовать дальнейшей детализации. Таким образом, основной алгоритм представляет собой план действий, который необходимо выполнить для достижения поставленной цели, а суть каждого действия расшифровывается в соответствующем вспомогательном алгоритме.
Использование пошаговой детализации для описания алгоритмов позволяет четко, ясно и понятно описывать способы решения задач.
Метод пошаговой детализации облегчает составление алгоритмов, т.к. позволяет решать задачу по частям и пользоваться в качестве вспомогательных алгоритмов еще не решенных задач. Такое построение называют программированием сверху вниз.
Рассмотрим задачу и составим алгоритм используя метод пошаговой детализации.
1. Имеются 2 кувшина емкостью 3л и 8л. Исполнитель Джин может набирать воду из реки в каждый кувшин, выливать из него воду и определять налита ли вода в кувшине доверху. Составьте алгоритм, выполнив который Джин наберет из реки 7 л. воды.
2. Исполнитель умеет заменять в слове одну букву, причем из осмысленного слова должно получиться снова осмысленное слово. Составьте алгоритм преобразования:
а) слова САД в слово КОТ;
б) слова МУХА в слово СЛОН.
5. Этап постановки Д/з: прочитать конспект, придумать несколько коротких (не более 15 команд) программ с ошибками, чтобы на следующем уроке дать отладить их своему соседу по парте. Предварительно сообщив с какой целью вы составляли эти программы.
6. Этап подведения итогов урока.
| Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год | Ветвления
Уроки 16 - 19
Ветвления
Использование двухшаговой детализации
(§ 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма)
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма
Использование ветвлений
Ветвления
Команда ветвления
Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления . Формат команды ветвления такой:
если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
Служебное слово кв обозначает конец ветвления. По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Такое ветвление называется полным. Пример показан на рис. 1.11.
Рис. 1.11. Блок-схема полного ветвления
Неполная форма команды ветвления
В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 1.12). Например:
если впереди край
то поворот
Рис. 1.12. Блок-схема неполного ветвления
Неполная форма команды ветвления:
если <условие>
то <серия>
Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо, в противном случае происходит переход к следующей после ветвления команде алгоритма.
Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.
ТЕМА: "ВЕТВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА"
Цели урока:
Образовательные:
1.познакомить учащихся с командой ветвления.
2.показать пример задачи с двухшаговой детализацией.
Воспитательные:
воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.
Развивающие:
1.развитие самоконтроля;
2.развитие познавательных интересов
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок объяснения и первичного закрепления материала
Оборудование: доска, компьютеры, проектор
Учебник: Семакин «Информатика и ИКТ» 9 класс
План урока:
Организационный момент, проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Практическая часть.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня мы будем изучать алгоритм ветвления.
Проверка домашнего задания
Команда ветвления
Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:
если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв
Служебное слово кв обозначает конец ветвления.
По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>.
Давайте изобразим блок-схему.
Такое ветвление называется полным.
Неполная форма ветвления
В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления
Например:
если впереди край
то поворот
кв
Блок-схема:
Неполная команда ветвления имеет следующий формат:
если <условие>
то <серия>
кв
Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо.
Составим сравнительно сложную про грамму для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.
Пример задачи с двухшаговой детализацией
Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг.
Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную
программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон
Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:
В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.
Процедуры РЯД.
Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:
Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.
Приложение 1.
Переходим к практической части нашего урока.
Загружайте файл Ц_1 уровень
Разработайте алгоритм перемещения из точки А в точку Б по прямой с рисованием следа. Расстояние от А до Б заранее неизвестно. Но точно известно, что за точкой Б на расстоянии одной клетки от нее находится стенка. Воспользуйтесь этой стенкой для того чтобы завершить перемещение именно в точке Б: запрыгнув вперед проверяйте нет ли впереди стенки и, если стенки нет, то возвращайтесь и оставляйте след.
Загружайте файл Ц_2 уровень
Разработайте алгоритм перемещения исполнителя из точки А в точку Б с преодолением возникающих на пути трех пар «прыгающих» стенок. След должен быть виден. Используйте процедуру для преодоления одной пары стенок.
Загружайте файл Ц_3 уровень
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Подведение итогов урока, выставление отметок.
Домашнее задание п.31,
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4